Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Библиотека"

Библиография
Наши книги
Статьи
Коллекция рефератов


Взаимодействие общественных организаций с властью: политические возможности и препятствия нового времени
(С.Забелин, Н.Миронова, Л.Бесчастная, А.Каюмов, В.Кузнецов, С.Панькова, И.Резникова.)

  • Политико-экономический ландшафт
  • Конфликты

  •           Внутрисекторный конфликт
              Межсекторный конфликт
  • Возможности гражданского общества
  • Ответ власти на вызовы гражданского общества
  • Характер взаимодействия общественных объединений и властных структур в России в 2000-2003 годах определялся конфликтом культур участвующих во взаимодействии институтов, противоречием между желанием сохранить традиционно сложившиеся отношения между обществом и государством, и стремлением к модернизации этих отношений по "западному образцу".

    Политико-экономический ландшафт

    Исторически эти процессы совпали с нарастанием глобализации. Феномен глобализации заключается в попытках экспроприации менеджментом транснациональных компаний функций, а также властного ресурса, принадлежащего национальным правительствам.

    В СССР этот процесс прошел в 70-х - 80-х годах ХХ века, когда вся экономическая и политическая власть в стране сосредоточилась в руках примерно 100 отраслевых компаний (существовавших под именем министерств), дополнительным подтверждением чему служит отраслевая структура ЦК КПСС - то есть правящей партии страны.

    Первые 15 лет социально-политических изменений в экономической сфере были посвящены приватизации упомянутых компаний (или отдельных их частей) группами частных лиц, многие из которых и при советской власти были фактическими владельцами огромных "кусков" юридически государственной собственности.

    При этом не претерпела фундаментальных изменений и сама советская - то есть отраслевая - система власти, в соответствии с которой каждый фрагмент индустрии имеет во властных структурах своих материально заинтересованных представителей.

    Результатом описанного процесса явилось необратимое оформление двухсекторной структуры общества (вместо классической трехсекторной): власть-бизнес, с одной стороны, и общество: население, представленное общественными объединениями, с другой.

    Конфликты

    В современном российском двухсекторном обществе можно выделить два типа конфликтов - внутрисекторный и межсекторный.

    | Вернуться в начало документа

    Внутрисекторный конфликт.

    Сращение власти и бизнеса создает внутрисекторный конфликт. Экономическая составляющая этого конфликта выражена в борьбе за передел собственности между группировками, которые владеют бывшей госсобственностью сейчас, и группировками, которые не успели принять участие в первом этапе ее приватизации. Чаще всего, это представители силовых ведомств, которые в начале 90-годов увлеченно занимались приватизацией денег партии и размещенной за рубежом собственности, и выпали из политических и экономических процессов в России, практически до 1999 года (Щекочихин Ю. Золото партии и его новые хозяева // Новая Газета. 2002. 2-8 июня.)

    Политическая составляющая конфликта выражается в подходах к государственному регулированию. Конфликт интересов внутри "власть-бизнеса" определил и противоречивость инициатив Президента в первый год его правления. С одной стороны, следуя пожеланиям бизнес-сообщества, утвердившего его на посту, он ликвидировал государственную систему охраны окружающей среды (де-регулирование). С другой стороны, следуя пожеланиям возвращающихся во власть силовиков, он начал борьбу за концентрацию власти в руках федерального центра (сверх-регулирование).

    В большей мере эта концентрация удалась в системе исполнительной - законодательной власти (семь округов, изменение принципов формирования Совета Федерации, фактический контроль за законотворческим процессом через "про-кремлевские" фракции в Государственной Думе).

    В экспертных кругах в 2002-2003 годах была развернута дискуссия о необходимости изменения культуры управления и де-бюрократизации системы государственного управления. Лидером этой дискуссии в 2003 году стала Высшая Школа Экономики. Предметом дискуссии стало обновление органов государственного управления. Российский союз предпринимателей и промышленников (РСПП) предложил сделать выбор в пользу более эффективной американской модели обновления органов государственной власти, вводя в органы государственного управления новых менеджеров на всех уровнях. Эта модель отлична от модели обновления, предлагаемой внутри самой бюрократии, когда обновления осуществляется снизу, только на первой ступени карьерной лестницы (европейская модель). Предложение РСПП (Шохин), по сути, означало рекрутирование новых менеджеров из "нового бизнеса", что имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства - в новом качестве знаний. Недостатки в опасности еще более сильного сращивания власти и бизнеса.

    Примерно в это же время (весна-лето 2003) до президента доведено еще одно предложение по реорганизации органов государственного управления (доклад Совета по национальной стратегии), содержавший иные предложения. "Технология взращивания государства, - пишут авторы, - предполагает учреждение небольших государственных агентств, предназначенных для осуществления четко очерченных локальных государственных функций и создаваемых под персональную ответственность конкретных лиц…В таких небольших структурах могут быть отработаны механизмы и процедуры эффективного государственного управления без олигархического влияния". В этом же докладе олигархов разделили на "чистых" и "нечистых". В число "чистых" олигархов попали по преимуществу те, кто обладает значительным пакетом акций предприятий ОПК (военно-промышленного комплекса). По мнению экспертов, этот доклад дал начало кампании против М.Ходорковского.

    Таким образом, внутрисекторый конфликт "власть-бизнеса" приводит к следующим результатам:

    1. Попытка создания в России государственного управляющего альянса "власть-бизнес" ведет к выдвижению "власть-бизнесом" конкурирующих стратегий государственного развития.

    2. Обе стратегии содержат предложения по замене "морально устаревших" управленческих кадров, в одном случае менеджерами бизнеса, в другом случае представителями служб безопасности.

    3. Корпоративная культура этих двух групп различна. Различие лежит, скорее всего, в области базовых ценностей, одной из которых является открытое/закрытое общество.

    | Вернуться в начало документа

    Межсекторный конфликт.

    В уже названном докладе Совета по национальной стратегии его авторы делают вывод, что общественные организации и инициативы (НГО) не могут служить надежной опорой становления государственных институтов, так как в них "не изжиты традиции противостояния государству", а также потому, что организации гражданского общества слишком сконцентрированы в нескольких экономических и политических центрах. Таким образом, в нем обозначен межсекторный конфликт между обществом и государством.

    Конфликт между обществом и государством явление не новое. Двести лет назад анализ этого конфликта стал источником теории свободной общины и положил начало местному самоуправлению. Истоки конфликта в неэффективном управлении вверенными в государственное управление общественными ресурсами (труд, земля, капитал). Конфликт начинает проявляться, когда общество приходит к осознанию этого факта.

    Общественное развитие в России в конце 80 - начале 90 годов явилось откликом на неэффективность государственного управления. Разрушение тоталитарной системы было предопределено ее неадекватностью новым историческим реалиям: политическим, экономическим, социальным, информационным.

    Выходя из кризиса, общество немалыми усилиями сформулировало новые правила взаимоотношений, вложив их в новую Конституцию.

    Конституция Российской Федерации отнесла права и свободы человека к основам конституционного строя, признав их высшей ценностью. Конституция определила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993. Ст.2.). По Конституции права и свободы гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, судебной, исполнительной власти и местного самоуправления.

    Общество сформулировало новую систему ценностей, в которую оно вложило свои ожидания от системы государственного управления следующего поколения.

    Нужно признать, что оставшаяся у власти партийно-советская номенклатура, которая сохранила за собой 77% кадрового ресурса, не восприняла эти ценности. Старая номенклатура не в состоянии модернизировать систему управления. Следовательно, кроме конфликта ценностей, существует также конфликт кадрового ресурса управления государством.

    Таким образом, можно сделать вывод, что:

    1. В обществе существует ожидание модернизации системы управления общественными ресурсами на более эффективную и основанную на системе гуманистических ценностей. И это совпадает с ожиданиями бизнеса.

    2. В обществе сформирована система ценностей, которая должна лежать в основе модернизации.

    3. Новая система ценностей закреплена в Конституции РФ.

    Закрепление новой системы ценностей в Конституции, с одной стороны, усиливает возможности общественных движений, а с другой - усиливает желание власть-бизнеса внести изменения в Конституцию РФ. В этом направлении возможна активизация развития конфликта между государством и обществом. Но именно здесь у общественных негосударственных движений более сильная позиция.

    | Вернуться в начало документа

    Возможности гражданского общества

    Конфликт между обществом и государством не является фатальным, в нем заложены возможности, как для модернизации государственного управления, так и для развития общества. В условиях России дополнительным ресурсом модернизации, который могут использовать общественные движения, является система гуманистических ценностей, закрепленная в Конституции РФ.

    Особенностью политико-экономического ландшафта 2000-2003 годов является явно выраженное разнонаправленное развитие политико-экономической и общественных систем. Если политико-экономическая система вновь выстраивает вертикаль власти, то общественная система верна стратегии развития горизонтальных связей, сетевых структур, активно используя новые информационные и интеллектуальные ресурсы и возможности открытого общества.

    Можно перечислить несколько примеров такой мобилизации общественных ресурсов:

    1. Ответом на ликвидацию системы государственной охраны окружающей среды стал сбор подписей за общероссийский экологический референдум (август-октябрь 2000 года). Собранные за два месяца 3 миллиона подписей произвели на власть-бизнес неизгладимое впечатление. Реакцией стали небезуспешные усилия по воссозданию государственно-коммерческого общественного движения.

    2. Создание Экологической доктрины России. В этом интеллектуальном состязании государственных (Национальный экологический форум) общественных движений и негосударственных (Российское представительство Всемирного фонда дикой природы, Гринпис России, Международный социально-экологический союз, Центр экологической политики России) стало очевидно преимущество последних.

    3. Широкое обсуждение ядерной политики России с органами государственной власти, которое уже пятый год ведут общественные движения Урала и Сибири, положило начало переговорам между обществом и правительством по социально значимым проблемам территорий и государственной политики.

    В классической трехсекторной схеме общественные объединения решают возникающие с хозяйствующими субъектами конфликты (в экологической, социальной и иных сферах) при посредничестве органов власти, при участии политических партий, которые законодательно устанавливают ограничения на хозяйственную деятельность.

    В условиях двухсекторного общества произошло фундаментальное изменение роли и задач общественных экологических организаций в процессе защиты окружающей среды и прав граждан при эксплуатации природных ресурсов и осуществлении иной хозяйственной деятельности.

    Сегодняшнее российское законодательство в сфере хозяйствования защищает интересы доминирующих финансово-промышленных групп, часто во вред аутсайдерам. Например, нынешнее российское законодательство не благоприятствует ни предприятиям глубокой переработки, ни малому и среднему бизнесу. При этом структуры власти, включая политические партии, выступают не как посредники между бизнесом и населением, а как представители различных группировок бизнеса, что и определяет существование разного рода интриг, борьбы и противоречий.

    В этих условиях общественные экологические объединения могут использовать противоречия и создавать коалиции, не обязательно долгосрочные, с группами, принадлежащими и к бизнесу, и к власти, сохраняя свою приверженность защите окружающей среды и прав населения от неблагоприятных последствий или рисков хозяйственной деятельности. Это позволит расширить спектр инструментов воздействия на субъекты хозяйствования, где законодательство и нормы являются лишь частью инструментария.

    | Вернуться в начало документа

    Ответ власти на вызовы гражданского общества

    Утверждения некоторых политтехнологов об отсутствии гражданского общества в России входят в противоречие с реальными действиями власти по ограничению деятельности структур гражданского общества.

    К таким действиям смело можно отнести попытку использования в ноябре 2001 года Гражданского форума, собравшем более 4 тысяч активистов "третьего сектора" из всех субъектов Российской Федерации, для выборов "легитимного" руководства гражданским обществом России. Усилиями негосударственных организаций Форум был превращен в площадки для переговоров между представителями власти (бизнесвласти) и общественных организаций. Это еще раз подтвердило реальность существования социального института общественных движений, и его право на признание гражданских организаций как самостоятельных субъектов взаимоотношений в обществе.

    На следующем круге "приручения" были срочно созданы Общественные советы при Министре природных ресурсов, Комиссия по правам человека при Президенте России, Рабочая группа при вице-премьере Правительства РФ по социальным вопросам, Общественный совет при Минатоме, ряд Комиссий и иных рабочих органов Правительства РФ. Лидеры негосударственных общественных движений были приглашены к участию в этих государственных общественных структурах, что обозначило признание общественных экологических организаций в качестве субъектов влияния.

    Однако состав таких комитетов, уравновешенный "управляемыми" общественными организациями, скорее всего, будет блокировать деятельность неправительственных организаций, особенно на региональном уровне.

    И, наконец, новый раунд "охоты на ведьм" также является характерной реакцией власти данного состава на деятельность неправительственных движений.

    | Вернуться в начало документа

    На странице:

    Статья
    Главная Вниз Назад

    Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
    Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

    Быстрый переход:

    «Движение за ядерную безопасность»
    а/я 8452, Челябинск, 454084
    тел. 791-6459


    Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
    E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

    Программирование и поддержка: 
    Написать письмо администратору 
    © 2001-2008 год 


    Наш любимый хостинг

    http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске