Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Библиотека"

Библиография
Наши книги
Аналитические материалы




"МЫ ДОЛЖНЫ И МОЖЕМ СДЕЛАТЬ АТОМНУЮ ИНДУСТРИЮ В РОССИИ БОЛЕЕ ОТВЕТСТВЕННОЙ!"

Наталия Миронова, г. Челябинск/18 января 2003г.

19 декабря 2002 года Госатомнадзор России не выдал лицензию единственному в России заводу по переработке отработанного ядерного топлива РТ-1 на ПО "Маяк" в Челябинской области. В письме Госатомнадзора указывается, что основанием для такого жесткого решения стало нарушение "Маяком" трех федеральных законов, Закона об атомной энергии, Водного Кодекса и Закона об охране окружающей среды, запрещающих сброс радиоактивных отходов в открытые природные водоемы. Поскольку на РТ-1 ведется переработка как отработавшего топлива атомных станций и атомных подводных лодок, так и военных материалов для ядерного оружия, это позволяло Минатому долго игнорировать российское законодательство.

Первое предупреждение Минатом получил от Верховного Суда России, который 29 мая 2002 года принял Решение в защиту закона. По заявлению Наталии Мироновой, президента "Движения за ядерную безопасность" и Андрея Талевлина, вице-президента общественной организации юристов "Правосознание", Верховный Суд признал незаконным Распоряжение правительства России, принятое в 1998 году и разрешавшее Минатому ввоз отработавшего топлива из Венгрии на невозвратной основе, то есть на условии захоронения отходов от переработки топлива в Челябинской области. Н.Миронова и А.Талевлин сумели доказать в суде незаконность действий ПО "Маяк". Сброс жидких радиоактивные отходов в окружающую среду создает экологическую катастрофу, увеличивает опасность для жизни и здоровья населения, перекладывает бремя ответственности на будущие поколения. Решение Верховного суда по иску Талевлина и Мироновой вносит вклад в формирование новых правовых рамок ядерной политики России. Но еще больший вклад он вносит в формирование структур гражданского общества, осуществляющих независимую экспертизу деятельности органов государственной власти и вступающих с правительством в диалог о национальной ядерной политике. Более чем 12 лет "Движение за ядерную безопасность" работает в сфере защиты экологических и гражданских прав населения, оказавшегося в состоянии постоянной экологической угрозы, и пострадавшего от деятельности предприятий ядерной индустрии. Судебные иски Движения, его обучающие проекты, международный опыт и авторитет, пятилетняя программа переговоров с органами региональной и федеральной власти России и США о гуманизации ядерной политики и ее социальной ответственности - являются уникальными, и приносят видимые изменения в ядерную политику России.

Еще в 2000 г. "Движение за ядерную безопасность" обращается в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ПО "Маяк" "о признании незаконными действий ответчика в части эксплуатации водоемов-хранилищ радиоактивных отходов". После трех заседаний, по просьбе ПО "Маяк", пообещавшем представить Суду секретные материалы, судебное заседание объявляется закрытым. На следующем заседании Суд в иске отказывает. Обращение в 2001 году в Верховный суд приносит победу. Но предприятие продолжает сбросы отходов в окружающую среду. В 2002 году лидеры общественных организаций вновь публично поднимают проблему бездействия органов власти 29 октября на рабочем совещании "Радиация: медицинский, правовой и социальный статус пострадавшего" и на круглом столе "Проблемы чрезвычайного реагирования на радиационные аварии в Челябинской области", организованном 23 ноября 2002 г. общественным движением "Содействие защите населения" совместно с Минздравом, МЧС, Главным управлением радиационной и экологической безопасности Челябинской области, а также структурами ГО и ЧС. Десять дней спустя, в начале декабря, лидеры неправительственных организаций эти проблемы обсуждают уже на федеральном уровне в Минатоме, МЧС, Минздраве и Госатомнадзоре в ходе переговорной сессии в рамках программы "Общество-Правительство: диалоги о ядерной политике". Сегодня мы видим результаты этой деятельности в усилении позиции Госатомнадзора по отношению к Минатому и в его твердом намерении добиться от Минатома выполнения российского законодательства.

Движение работает также в области совершенствования законодательства, не только в качестве экспертов, но и предлагая проекты законодательных инициатив, в частности совершенствования федерального закона "О радиационной безопасности населения". В этом Движение за ядерную безопасность видит свою социальную и правозащитную миссию.

Промышленный уральский регион стал местом размещения ядерной индустрии в середине 40 годов. Радиационное загрязнение Челябинской области началось в 1949 году с пуском комплекса по производству и радиохимическому выделению плутония и тут же вышло за пределы территории области. Сбрасываемые в реку Теча высокорадиоактивные жидкие отходы радиохимического производства и охлаждающие воды реакторного комплекса через речную систему Теча - Исеть - Тобол - Обь стали загрязнять Ледовитый океан. В 1952-1955 были несколько аварийных сбросов. Наиболее неблагоприятная радиационная обстановка сложилась на побережье р. Теча, где находилось 39 населенных пунктов. В названных поселках произошло радиоактивное загрязнение среды обитания и питьевых ресурсов. Наряду с "предусмотренными технологическим процессом" сбросами, в реку Теча в 1951-1952 гг. производились также "непредусмотренные "дикие" сбросы, величина которых никем и никогда не контролировалась и не регулировалась. Количество активности при "диких" сбросах достигало 100 тысяч кюри в сутки". Было установлено, что "дикие" сбросы совпадали по времени с пуском воды на охлаждение банок с высокорадиоактивными отходами. По сути, это означает, что банки протекали уже с 1951 г. и Кыштымская трагедия 1957 г., когда из-за взрыва и ядерной реакции в одной из таких банок из нее было выброшено 20 млн. кюри (почти половина Чернобыля), была уже практически предопределена.

Из организационных мер, предусматривающих уменьшение радиационного воздействия на население, самой радикальной была эвакуация населения из прибрежной зоны. Но из-за инертности системы управления практическое исполнение этого решения запоздало на 5-7 лет и было осуществлено только после аварии 1957 г. Ко времени переселения жители уже получили основную дозу внешнего и внутреннего облучения. Также с опозданием был введен режим ограничения пользования рекой. Формальный запрет был введен через 3-4 года после загрязнения реки, при этом, людям не объяснили, почему они должны изменить свой жизненный уклад. А строительство водопроводов было завершено лишь через 6-7 лет после запрещения использования реки.

Комплексный анализ последствий радиоактивного загрязнения реки Течи показал, что экологическая обстановка в регионе остается сложной. До настоящего времени значительные территории региона остаются загрязненными долгоживущими радионуклидами. Начался процесс увеличения фильтрационного поступления радионуклидов из озер Карачай и Старое болото, превращенных в хранилища среднеактивных отходов, в реку Течу. Госатомнадзор считает, что ПО "Маяк" не выполняют требуемый современным законодательством Российской Федерации и международными правовыми документами объем работ, направленных на повышение безопасности водоемов-хранилищ жидких радиоактивных отходов. Не проводится тщательный анализ источников формирования сбросов, отсутствуют детальные программы прекращения сбросов отходов в водоемы-хранилища. Ежегодные сбросы жидких отходов только в водоемы В-3 и В-4 Теченского каскада составляют около 3 тысяч кюри при объеме около 4 млн. кубических метров. Отсутствуют проекты вывода из эксплуатации водоемов-хранилищ радиоактивных отходов. Не уделяется должное внимание разработке технологий переработки низко- и среднеактивных отходов. Плохо ведется мониторинг фильтрационных утечек из Карачая и Старого Болота. Проводимые работы по консервации Карачая практически сводятся к созданию на площадке этого водоема приповерхностного хранилища твердых радиоактивных отходов, содержащих долгоживущие радионуклиды. Проблема ликвидации озера Карачай, закрытие которого длится уже более 30 лет, превращена в процесс, не достигающий результата, если не считать результатом этого решения начавшуюся миграцию в Течу. Плотины Теченского каскада водоемов находятся в аварийном состоянии и угрожают прорывом 400 млн. кубических метров радиоактивных отходов.

Основным заводом, производящим большие объемы радиоактивных отходов, является РТ-1, который перерабатывает по устаревшей химической технологии не только военные плутоний и уран, но и отработавшее топливо атомных станций.

Ситуация в течение последних 5 лет является предметом обсуждения объединенных комиссий Минатома и Академии наук, но дальше, чем предложение о строительстве на одном из аварийных водоемов Южно-Уральской атомной станции, процесс не продвигается. Поскольку угроза прорыва Теченского каскада обсуждается кулуарно, и предложения носят узковедомственный характер, решение недостаточно финансируется правительством России.

| Вернуться в начало документа

На странице:

Статья
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске