Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Библиотека"

Библиография
Наши книги
Аналитические материалы




"ГЛОБАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: НОВАЯ ЯДЕРНАЯ ПОЛИТИКА США - НОВАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ"

Наталия Миронова, г. Челябинск/25 декабря 2002г.


В июне 2002 года на встрече "большой восьмёрки" в Кананаскисе было решено предоставить России "10 плюс 10 на 10" - 10 миллиардов долларов американской помощи и ещё 10 миллиардов долларов от других участников в течение 10 лет. Это соглашение предусматривает возможность использовать сокращение долга как средство финансирования. Сокращение долга Российской Федерации в обмен на "нераспространение оружия массового поражения" вошло в американский Закон о бюджете на 2003 под наименованием "Акт 2002 года о долге Российской Федерации в обмен на нераспространение".

Подраздел (b) раздела 1213 Закона о бюджете США устанавливает, что задачей настоящей части закона о бюджете США является обеспечение достижения США целей, вышеописанных в выводах к подразделу (a), через использование части внешнего долга Российской Федерации для финансирования программ по нераспространению оружия массового поражения, при этом должна быть уверенность в целевом использовании ресурсов, выделяемых России в соответствии с вышеуказанными целями. Этот подраздел также устанавливает, что есть намерение разрешить использование дополнительных ресурсов на эти цели. Но руководство не намерено использовать сокращение внешнего долга на прямую помощь в текущих программах по нераспространению оружия массового поражения в Российской Федерации.

Российская Федерация приняла долг Советского Союза и должна США около 2,7 миллиардов долларов, и ещё в десять раз больше - другим развитым индустриальным странам. Сокращение долга должно быть устроено так, чтобы предоставить дополнительное финансирование инициатив по нераспространению и сокращению вооружений. Объёмы финансирования можно будет значительно увеличить, если друзья и союзники США последуют американскому примеру в этом отношении.

Администрация США запросила у Конгресса около 1 миллиарда долларов на программы по нераспространению в России и других бывших советских республиках на 2003 финансовый год и имеет намерение продолжать финансирование примерно на этом уровне в течение десятилетнего периода Глобального партнёрства. В Конгрессе США обсуждают, как наиболее эффективно использовать 20 миллиардов долларов, обещанных "большой восьмёркой" России на программы нераспространения в течение ближайших 10 лет, по 1 млрд. от США и Европейского союза в год.

Американский Конгресс проголосовал за бюджет, который разрешает выделение 162 миллионов долларов в 2003 финансовом году на мероприятия по нераспространению оружия массового поражения и помощь в контроле над экспортом. Из этой суммы, 2 миллиона долларов выделяется согласно разделу 584 Акта об иностранной помощи 1961 года и согласно добавлению раздела 1303 настоящего закона, 65 миллионов долларов в 2003 финансовом году на научные и технологические центры в независимых государствах бывшего Советского Союза. 382 миллиона 400 тысяч долларов выделяется в 2003 финансовом году на мероприятия по нераспространению оружия массового поражения, противодействие терроризму, разминирование и относящиеся к этому программы.

Кроме того, в бюджете предусматривается инициатива перемещения российских ученых в США. С 1992 года и до окончания действия в 1996 году, Акт об иммиграции советских учёных (P.L. 102-509) разрешил въезд в США до 750 учёных высокой квалификации вместе с их семьями без соблюдения требования наличия работодателя в США, как это обычно требуется для учёных, деятелей искусства и бизнеса. Раздел 1304 восстанавливает этот закон ещё на 4 года и повышает до 950 число таких учёных, которые соответствуют критериям, установленным Генеральным прокурором, и могут быть приняты в США в течение 4 лет. Генеральный прокурор должен консультироваться с другими ведомствами для определения необходимых изменений в правилах относительно этой программы, но применение положения настоящего раздела запрещено в отношении учёных, которые уже получили вид на жительство в США в законном порядке.

Закон о бюджете разрешает Президенту США, консультируясь с соответствующими представителями Федерального правительства, войти в "Соглашение об инвестициях в нераспространение оружия массового поражения" с Российской Федерацией об использовании средств, сохранённых в этой стране в результате сокращения долга. Предполагается, что такое соглашение относится к любым сокращениям долга, предусмотренным разделом 1314.

Соглашение об инвестициях в нераспространение оружия массового поражения Российской Федерации должно обеспечивать следующее:

(1) сумма средств, равная сокращению долга, должна быть направлена на проекты и программы по нераспространению оружия массового поражения;

(2) каждая такая программа или проект должны быть одобрены Президентом США;

(3) для управления и надзора за этими программами и проектами будут использованы лучшие практические методы из уже существующих программ по сокращению угрозы и нераспространению оружия массового поражения;

(4) каждая такая программа или проект, финансируемые по настоящему соглашению, будет объектом аудиторских проверок Правительства США для подтверждения использования средств на утвержденные цели и в рамках установленных границ работы;

(5) неиспользованные средства не будут направлены на другие цели;

(6) средства, предоставленные на программы или проекты, финансируемые по настоящему соглашению, не будут облагаться налогами Российской Федерации;

(7) все дела, относящиеся к правам интеллектуальной собственности и законной ответственности предприятий США, участвующих в каждом проекте, должны быть оговорены и одобрены перед выделением средств на данный проект;

(8) не менее 75 процентов средств по каждой программе или проекту должны быть истрачены в Российской Федерации.

Соглашение должно предусматривать значительные штрафы за нецелевое использование средств, а также в случае, если Президент США не сможет подтвердить в последующие два года то, что Россия добилась материального прогресса в предотвращении утечки опасных товаров, материалов, технологий и знаний, относящихся к разработке и производству оружия массового поражения и средств доставки, в страны, поддерживающие международный терроризм, как предусмотрено разделом 1317.

Для управления и надзора за этими программами и проектами по настоящему соглашению. США и Россия должны рассмотреть возможность использования Главного контрольного управления и Счётной палаты Российской Федерации для проведения совместных аудиторских проверок, чтобы обеспечить использование средств, выделенных Российской Федерации как результат сокращения долга, исключительно эффективно во всех программах и проектах по настоящему соглашению.

Разделом 1316 бюджет США выражает особенную заинтересованость в развитии сектора независимых средств массовой информации и соблюдение законности в Российской Федерации. Такие усилия будут способствовать вовлечению России в сотрудничество с западными политическими и экономическими институтами, улучшая экономическое положение России и её способность самостоятельно поддерживать программы по нераспространению оружия массового поражения (через возрастание прозрачности и уменьшение стремления к выгоде от продаж опасных технологий). Это должно также снизить вероятность того, что попытки нарушения режима нераспространения останутся незамеченными.

Этот раздел определяет, что до 10 процентов средств, сохранённых Российской Федерацией в результате любого сокращения долга в соответствии с настоящим законом, могут быть использованы для развития сектора независимых средств массовой информации и соблюдение законности в Российской Федерации. Создание механизма для этого будет вкладом в установление "Центра независимых средств массовой информации и соблюдения законности" в Российской Федерации, который будет управляться совместным российско-американским Советом директоров, в котором большинство членов, включая председателя, должны быть представителями США, и который будет ответственным за управление и финансирование программ этого Центра.

Раздел 1318. Дискуссия о сокращении долга России в обмен на нераспространение оружия массового поражения с другими странами-кредиторами. "Акт 2002 года о координации помощи в нераспространении".

Другие западные страны имеют около 90 процентов официального советского долга Российской Федерации. По мнению американских конгрессменов, если эти страны присоединятся к США в решении об использовании этого долга на программы по нераспространению оружия массового поражения в Российской Федерации, то средства на эти цели будут значительно увеличены.

Этот раздел выражает мнение Конгресса США о том, что Президент США и соответствующие официальные представители Президента США должны провести дискуссии с другими индустриально развитыми демократиями, крупнейшими держателями советских долгов, чтобы выделить значительную часть их двусторонних долгов Российской Федерации или тождественных сумм на прямую помощь в противодействии распространению оружия и материалов массового поражения в соответствии с "глобальным партнёрством большой восьмёрки", согласно договорённости лидеров "большой восьмёрки" от 27 июня 2002 года, а также, по возможности, для достижения соглашения об организации Фонда общего сокращении долга Российской Федерации для обеспечения финансовой прозрачности ресурсов, предоставленных странами-кредиторами через сокращение долгов.

Осуществление программ по сокращению долга России в обмен на нераспространение оружия массового поражения должно быть под надзором координационного механизма, установленного в соответствии с разделом 1334 настоящего закона. Такой межведомственный комитет должен координировать все программы правительства США по нераспространению оружия массового поражения в бывшем Советском Союзе.

Частный сектор экономики, использующий иностранные инвестиции, становится важным источником трудоустройства ученых - специалистов по оружию массового поражения из бывшего Советского Союза.

Некоторая часть этих усилий осуществляется через правительственные учреждения США и поддерживаемые правительством институты, такие как программа "Инициатива по предотвращению распространения оружия массового поражения Департамента энергетики США", программа Международных центров науки и технологии Государственного департамента США, и Фонд кооперативных исследований и разработок. Руководство уверено, что усилия неправительственных организаций, таких как Инициатива по ядерной угрозе Теда Тернера, будут играть важную роль, но правительство США должно координировать свои усилия с частным сектором.

Новое соглашение предусматривает в частности эффективные меры по мониторингу и прозрачности, освобождение от налогообложения, таможенных пошлин и других сборов, и предоставление должного иммунитета и привилегий. Для реализации потенциала Глобального партнёрства, Россия должна помочь другим членам "большой восьмёрки" решить эти и другие вопросы, связанные с защитой от материальной ответственности, освобождением от налогов, и обеспечением доступа.

Девять правил исполнения, согласованные на саммите "большой восьмёрки" в Кананаскисе, предусматривают принятие разумных мер освобождения от налогов, отчётности и доступа, защиты от материальной ответственности и других юридических условий предоставления международной помощи. Вместо того чтобы заключать ряд двухсторонних соглашений, каждое из которых потребовало бы ратификации в Думе, России следует модернизировать свою законодательную структуру для улучшения совместимости с международными программами по сокращению угрозы.

Американские эксперты утверждают, что необходим диалог Конгресса США и Российской думы и долгосрочные меры:

А) Нужны новые национальные законы, правила и процедуры

B) Вместо того чтобы заключать ряд двухсторонних соглашений, каждое из которых потребовало бы ратификации в Думе, России следует модернизировать свою законодательную структуру для улучшения совместимости с международными программами по сокращению угрозы.

C) Россия должна ускорить разработку изменений в национальном законодательстве, политике исполнительной власти и практических правилах.

Д) Российская Дума отвечает на необходимость законодательства для осуществления важных политических мер по нераспространению оружия и материалов массового поражения.

Запланированная американскими экспертами реформа российского законодательства предполагает:

1) реформу российского законодательства об экспортном контроле;

2) освобождение от налогов американской помощи или ответственную защиту американских сотрудников, работающих по программам помощи, освобождение от налогообложения, таможенных пошлин и других сборов, и предоставление должного иммунитета и привилегий;

3) закон о возврате отработанного топлива в Россию, по которому свежее топливо может отправляться в Иран для реактора в Бушере, а отработанное топливо будет возвращено в Россию для переработки. Это позволит смягчить наши резолюции в отношении реактора в Бушере;

4) эффективные меры по мониторингу и прозрачности;

5) защиту от материальной ответственности;

6) обеспечением доступа (на объекты МА);

7)Российские дипломаты недавно заявили о возможности получения и переработки отработанного ядерного топлива и поставок смешанного оксидного (MOX) топлива зарубежным покупателям с производством его на ГХК или на Маяке;

8) некоторое количество контролируемого США отработанного ядерного топлива может быть вскоре доставлено в Россию (NTI), в первую очередь это может касаться топлива из исследовательских реакторов;

9) США или группа стран могут купить около 100 тонн российского плутония и взять на себя ответственность по его хранению (в России, Европе или США) и последующей переработке (Лора Холгейт).

Однако в настоящее время инфраструктура России по переработке находится в состоянии разрухи, и любое ввезенное отработанное ядерное топливо должно будет находиться на временном хранении до 30 лет. По мнению американских экспертов, страны-клиенты будут платить за хранение, и это позволит восстановить инфраструктуру России по переработке отработанного ядерного топлива.



Наталия Миронова
25.12.02
по материалам выпусков Nuclear Watch за октябрь - ноябрь 2002 г.
The International Center Newsletter "Nuclear Watch".
Перевод материалов: The International Center

адрес:

The International Center,
731 Eighth Street SE, Washington, DC 20003
Tel. +1 (202) 547-3800, доп. 122
Fax +1 (202) 546-4784
E-mail: icrussia@rcn.com
http://www.theinternationalcenter.org

"Nuclear watch" - специальный бесплатный информационный выпуск, предоставляющий русскоязычному читателю возможность ознакомиться с первоисточниками - оригинальными американскими документами и статьями по вопросам ядерной безопасности и нераспространения, а также переговоров и сотрудничества в этой области между США и Россией. Выходит с периодичностью 1-2 раза в неделю.

The International Center (Вашингтон) - независимая, неправительственная общественная организация, последние 25 лет активно работающая в антивоенном и антиядерном движении в США. Руководитель проекта и Директор Русской программы -
Елена Соколова, esokolova@msn.com

| Вернуться в начало документа

На странице:

Статья
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске