Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Законодательство"



Яблоков. А.В. Замечания к проекту ФЗ №294554-5 «Об обращении с радиоактивными отходами», внесенным Правительством РФ в Государственную Думу 4 декабря 2009 г. (5810п-П7)




Яблоков А.В.
Заместитель Председателя Научного совета РАН
по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям
Москва, 119071б Ленинский пр-кт ,33, офис 319
Тел.факс: 8-495-952-80-19 ( 8-985-769-82-49 моб)
Эл. почта: Yablokov@ecopolicy.ru.


№ 109-АЯ от 18 января 2010 г.


Проект ФЗ №294554-5 «Об обращении с радиоактивными отходами», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу 4 декабря 2009 г. (5810п-П7) не в полной мере охватывает проблему обращения с радиоактивными отходами (РАО) и требует ряд дополнений и корректировок.


I. Общие замечания

1. Проект находится в противоречии с действующим Водным кодексом РФ от 3 июня 2006 г (№74-ФЗ) в части захоронения радиоактивных отходов в глубокие геологические горизонты, который прямо запрещает такое захоронение:


Так ст. 29 Проекта утверждает, что «Захоронение жидких радиоактивных отходов может осуществляться ...в геологических горизонтах (пластах-коллекторах)...», хотя известно, что все такие пласты-коллекторы являются подземными водными объектами, подпадающими под действие Водного кодекса.


Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления ... запрещаются. ... 5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.


2. В Проекте не достаточно отрегулированы отношения, связанные с неконтролируемым захоронением радиоактивных отходов от разработки и испытаний ядерного оружия, а также подземных ядерных взрывов в мирных целях. Недостаточно установить, как это сделано в ст. 25 Проекта, что обращение с этими отходами «осуществляется с учетом особенностей их образования, степени потенциальной опасности , а также состояния пунктов размещения особых радиоактивных отходов» (с. 48 – 49 Проекта), поскольку определения понятия «пункт размещения особых радиоактивных отходов» в ст. 3 Проекта «Основные понятия» отсутствует.

Необходима более четкая конкретизация правовых отношений, вытекающих из того, что в 86 местах России в геологических горизонтах находятся огромные количество радионуклидов от проведенных ядерных взрывов, и, по крайней мере, в десятке мест находятся закачанные в геологические горизонты объемы радионуклидов, многократно превышающие Чернобыльский выброс. В целом ряде мест (например, Вологодская обл., ХМАО, Томская, Ульяновская, Иркутская обл., Республика Саха-Якутия) эти радионуклиды либо входят на поверхность, либо оказываются в опасной близости от питьевых водоносных горизонтов. Возникающие при этом коллизии должны быть отрегулированы законодательно.


3. В Проекте недостаточно урегулированы отношения, возникающие при выбросе газообразных радиоактивных отходов предприятиями атомной индустрии. Ст. 29 Проекта устанавливает только, что «2. Обращение с газообразными радиоактивными отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных веществ в окружающую среду в количествах, превышающих допустимые выбросы» (с. 54 Проекта).


4. Странно, что в Проекте – базовом акте по обращению с РАО – не говорится о законодательном запрете ввоза в РФ иностранных радиоактивных отходов.


II. Редакционные замечания (постатейные и постраничные)

Ст.3. Основные понятия (сс. 2 – 9).

1. Нет определений важных для понимания закона понятий и терминов:

- «ХРАНЕНИЕ радиоактивных отходов»;

- «ПУНКТ ХРАНЕНИЯ радиоактивных отходов» (хотя есть определения пунктов «промежуточного» и «долговременного» хранения).

2. Необходима большая ясность в определениях «пункт долговременного хранения» (с.5) и «пункт размещения особых радиоактивных отходов» (с.6): они определяются как «пункты хранения», но в соответствии со ст. 7 пункты хранения являются «имущественными комплексами», что не может быть применимо к пунктам захоронения радиоактивных отходов на местах подземных ядерных взрывов и в местах произведенной закачки в геологические горизонты.

3. Некорректно выделять «пункт ЗАХОРОНЕНИЯ радиоактивных отходов приповерхностного типа» (с. 5), поскольку известно, что сроки потенциальной опасности долгоживущих радиоактивных отходов исключают возможность их безопасного захоронения на поверхности или вблизи. Кстати, именно это и устанавливается совершенно справедливо при определения «пункта захоронения радиоактивных отходов» в конце той же страницы.

4. Законопроект противоречив, в т.ч. например:

- в части соотношения экономики и безопасности. Несмотря на декларирование «абсолютного приоритета охраны жизни и здоровья настоящего и будущих поколений людей и окружающей среды от вредного воздействия радиоактивных отходов» (ст.8, п.6. стр. 21) на с. 6, с. 9 (ст.4, п.2), с. 19 (ст. 8, п.2) устанавливается, что обращение с радиоактивными отходами обуславливается экономическими требованиями.

- в отношении к «особым» радиоактивным отходам: на с. 5 (1-2 строки снизу) устанавливается что для них должна быть обеспечена радиационная безопасность «в течении всего срока потенциальной опасности», а на с. 6 при определении понятия «пункт захоронения особых радиоактивных отходов» устанавливается что такая безопасность должна быть обеспечена только «в течении определенного срока».

С.10. Спорно выделение категории «очень низкоактивные радиоактивные отходы» ( ст.5, п.3).

С.11. Не логично выделение среди категорий отходов «не подлежащих дальнейшему использованию или регенерации...» (с. 11, п. 5).

С.14. Ст.5. п.3, 3). Некорректно устанавливать, что органы государственной власти «осуществляют контроль за .... готовностью .. граждан..».

С.15. Ст. 6. Спорна предлагаемая норма определения «критерия приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения» : получается что законодатель предусматривает возможность НЕПРИЕМЛЕМОСТИ каких то категорий радиоактивных отходов для захоронения, что противоречит общей концепции закона. Ст. 10 Проекта, кстати, устанавливает обязательность захоронения.

С.16. Непонятно, что такое «паспорт радиоактивных отходов» (этого определения нет среди основных определений), на с. 28 говорится о паспорте на УПАКОВКУ РАО (что логичнее).

С.17. Слово «передаваемого» (вторая строка снизу) можно опустить.

С.19. Слова «образующихся и образовавшихся» (5-я строка сверху) можно опустить (так как кроме них никаких других РАО нет).

С.21. Реально ли создание «системы учета и контроля радиоактивных веществ»? (то же и в ст. 13 на с. 27).

С.27. ст. 13. Хорошо бы добавить и государственный учет ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ радиоактивных отходов.

С.27-29 (ст. 14). Недостаточно четко выделены функции государственной регистрации, паспортизации, реестра (для учета РАО) и кадастра пунктов хранения РАО.

С.29. Порядок ведения государственных реестров и кадастров должен устанавливаться Правительством, а не органом гос. управления, который и должен вести эти реестр и кадастр. (нижу. На с. 44 предлагается, Правительству решать вопросы даже сроков первичной регистрации РАО - что менее существенней, чем гос. регистр и кадастр РАО).

С.31. Непонятно, почему говорится о «порядке регистрации» РАО и пунктов хранения (строка 6 сверху) , а не о государственных реестре и кадастре.

С.33. 8-я строка сверху после слова «безопасности» надо добавить «в области обращения с радиоактивными отходами».

С.44. ст. 22 – надо обязательно предусмотреть полномочия органов местной власти для первичной регистрации РАО и условий их размещения. Без этих органов такую регистрацию и определение условий трудно представить.

С.49. 6-я строка снизу после слова «безопасности» добавить «в области обращения с радиоактивными отходами».

с.50. ст. 26. 1-2 строки сверху. Непонятно соотношение «перечня пунктов размещения» с государственным кадастром пунктов хранения (ст.14).

с.53. 7-я строка сверху. Непонятно, «паспорт отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения» какое отношение имеет к ранее введенному выше понятию «паспорта радиоактивных отходов» (ст.6) и «паспорта на упаковку радиоактивных отходов» (ст. 28). Нужно какое-то упорядочение этих терминов и понятий.

С.53. ст. 28. п.3. Надо предусмотреть обычный случай, когда организация, в результате деятельности которой образовался РАО, прекратила существование. И кто тогда будет обеспечивать требуемое определение характеристик РАО?


Считаю, что законопроект должен быть дополнен и скорректирован с учетом высказанных выше общих и редакционных замечаний.


Член Европейского комитета по радиационному риску
Проф. А. Яблоков
18 января 2010 г.

| Вернуться в начало документа

На этой странице:

Пресс-релиз


Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске