Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
"Законодательство"



Новый закон об обращении с радиоактивными отходами: основные подходы.




Талевлин А.А., преподаватель кафедры гражданского,
экологического и земельного права юридического
факультета Челябинского Государственного Университета, к.ю.н.


В 2009 году Правительством Российской Федерации в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами».

Попытки создания комплексного законодательного акта, регулирующего обращение с радиоактивными отходами в России, предпринимались, начиная с 1992 года. В 1995 году был разработан проект федерального закона «О государственной политике в области обращения с радиоактивными отходами», однако Совет Федерации Федерального Собрания РФ своим постановлением отклонил указанный законопроект. Была создана согласительная комиссия, в состав которой от Совета Федерации Федерального Собрания РФ вошли В.Н. Расторгуев, Я.Н. Шойхет. После внесения определенных поправок в этот законопроект у него изменилось название на следующее ? «Об обращении с радиоактивными отходами», данная редакция была принята двумя палатами Федерального Собрания РФ и поступила на подпись Президенту РФ. Однако Президент РФ отклонил законопроект и отправил его на доработку. В результате в 2001 году указанный законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой РФ.

Новый законопроект достаточно радикально отличается от предыдущих редакций. Основные положения сводятся к следующему.

В законопроекте четко прослеживается реализация принципа окончательного захоронения. При этом предполагается осуществить окончательное захоронение высокоактивных долгоживущих радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях (ст. ст. 10, 29 законопроекта).

Такая концепция не применяется ни в одной стране в мире. Так, например, согласно законодательству Франции радиоактивные отходы, содержащие высокую концентрацию долгоживущих радиоактивных элементов, не могут быть захоронены вообще, не говоря о захоронении в природной среде. В основу данного принципа легло одно из положений концепции устойчивого развития – идея равенства экологических интересов настоящего и будущего поколения людей. Логичным продолжением данного принципа является норма об ограниченном сроке разрешения (лицензии) на деятельность, связанную с хранением радиоактивных отходов. Французский законодатель, во-первых, обязывает получить лицензию на указанный вид деятельности. Во-вторых, запрещает окончательно захоранивать радиоактивные отходы с высокой концентрацией долгоживующих радиоактивных элементов. Закреплено положение о выдаче лицензии только на ограниченный срок. Причем захороненные материалы должны быть извлечены по окончании срока действия лицензии.


Кроме этого, рассматриваемый отечественный законопроект предусматривает окончательное захоронение среднеактивных и низкоактивных радиоактивных отходов может осуществляться в объектах окончательной изоляции (захоронения) приповерхностного типа.

В законопроекте почти не содержатся запретительные категории, как, например, в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (установлен прямой запрет на захоронение РАО в компонентах природной среды). Так, в законопроекте прослеживается принцип рекомендаций при обращении с РАО на всех этапах обращения.

Таким образом, можно сделать вывод, что авторы законопроекта предлагают легализовать существующие хранилища жидких и твердых РАО в недрах на таких предприятиях как Сибирский химический комбинат (Томск) и Горно-химический комбинат (Железногорск) и поверхностных хранилищ на ПО «Маяк» (Челябинская область).

Организация обращения с РАО в соответствии с законопроектом предполагает создание единой системы обращения с РАО, основными субъектами которой являются орган государственного управления в области обращения с РАО (госкорпорация «Росатом»), органы государственного регулирования, Национальный оператор по обращению с РАО, специализированные организации и эксплуатирующие организации – производители РАО. При этом все вопросы администрирования системы обращения с РАО предполагается возложить на «Росатом».

Законопроект не предусматривает дополнительных расходов государственного бюджета помимо средств, предусмотренных на это Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 444) и другими целевыми программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО. Такое положение закреплено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту. Необходимо отметить, что вышеназванная целевая программа до настоящего времени официально не опубликована и носит гриф «для служебного пользования».

Подводя итог, неполному анализу законопроекта «Об обращении с радиоактивными отходами» можно сделать следующие выводы.

В законопроекте нет четкой общей концепции обращения с РАО. Отработавшее ядерное топливо вынесено за скобки правового регулирования, что не позволяет сформулировать единые правила для обращения с РАО и отработавшим ядерным топливом, как это сделано в международном праве (Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами, Вена, 1997 г.) и в национальном законодательстве многих стран. Для комплексного правового регулирования необходимо либо включать отработавшее ядерное топливо в сферу действия закона об обращении с радиоактивными отходами либо рассматривать одновременно два отдельных законопроекта: об обращении с РАО и с отработавшим ядерным топливом.

В законопроекте не регулируются отношения по экспорту и импорту радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и РАО, образующихся от переработки зарубежного отработавшего ядерного топлива, хотя в действующем законодательстве наблюдается неопределенность в данном вопросе. Указанная неопределенность дает возможность оставлять, отходы, образовавшиеся от переработки отработавшего ядерного топлива, ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Российской Федерации, либо хранить зарубежное отработавшее ядерное топливо длительное время.

Французское законодательство содержит четкие правила обращения с РАО, образовавшимися от переработки иностранного отработавшего ядерного топлива. Первое, Франция не принимает иностранное отработавшее ядерное топливо для хранения на территории Франции, если оно не предназначено для репроцессинга; второе, не имеет право хранить отработавшее ядерное топливо в течение длительного периода времени до репроцессинга, третье, не имеет право хранить отходы репроцессинга отработавшего ядерного топлива в течение длительного периода времени (только в течение времени, необходимого для охлаждения отходов) и четвертое, возвращает все остеклованные отходы в страны – экспортеры отработавшего ядерного топлива.


В случае принятия законопроекта в рассматриваемой редакции возникнет правововая коллизия, т.к. некоторые правила обращения с радиоактивными отходами, закрепленные в законопроекте не согласуются с нормами природоохранного законодательства. Так, согласно ст. 33 законопроекта принятые до вступления в силу закона нормативные правовые акты, устанавливающие требования к обращению с радиоактивными отходами, применяются в части, не противоречащей данному закону.

Тем самым положения ст. 51 закона «Об охране окружающей среды», запрещающие сброс радиоактивных отходов и их захоронение в недрах, будут изменены. Подобные изменения коснутся и Водного кодекса Российской Федерации и других нормативных актов, что явно противоречит принципу равной экологической безопасности настоящего и будущего поколений.

Законопроект имеет противоречивый характер. С одной стороны согласно ст. 8 (пункт 6) одним из принципов создания и функционирования единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами является абсолютный приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов и окружающей среды от вредного воздействия радиоактивных отходов при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. С другой стороны, допускается возможность захоронения РАО в компонентах природной среды.

Многие нормы законопроекта носят бланкетный характер, для реализации законопроекта требуется разработка большого количества подзаконных актов, определяющих важные положения. Без указанных правовых механизмов закон действовать не будет.

В законопроекте не прописаны процедуры общественного участия на разных стадиях обращения с РАО, хотя право граждан и общественных объединений на участие в формировании политики в области использовании атомной энергии закреплено в ст. 14 Федерального закона «Об использовании атомной энергии». В законодательстве Франции этому уделяется значительное место.

Учитывая перечисленные моменты, законопроект нуждается в серьезной доработке, принятие его в существующей редакции в отрыве от правовой регламентации всего комплекса отношений по регулированию обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, не будет способствовать защите настоящего и будущего поколений от вредного воздействия на их здоровье ионизирующего излучения.

| Вернуться в начало документа

На этой странице:

Пресс-релиз


Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

«Движение за ядерную безопасность»
а/я 8452, Челябинск, 454084
тел. 791-6459


Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

Программирование и поддержка: 
Написать письмо администратору 
© 2001-2008 год 


Наш любимый хостинг

http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске