http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=294554-5&02
Проект № 294554-5
во втором чтении
Ориентировочно к 17 марта 2010
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об обращении
с радиоактивными отходами и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
(Об
обращении с радиоактивными отходами)
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Сфера применения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие при обращении с радиоактивными отходами в Российской Федерации.
2. Отношения в
области обращения с отработавшим ядерным топливом не входят в сферу применения
настоящего Федерального закона и регулируются иными законодательными актами
Российской Федерации.
Статья 2. Правовое регулирование в области
обращения с радиоактивными отходами
1. Отношения в
области обращения с радиоактивными отходами регулируются настоящим Федеральным
законом, федеральными законами от 21 ноября 1995 года
№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 9 января
1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от
30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», Законом Российской Федерации
от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах»,
Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а
также законами субъектов Российской Федерации.
2. В случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными
законами, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной власти и организации, осуществляющие
нормативное регулирование в области использования атомной энергии, вправе
принимать нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с обращением с
радиоактивными отходами.
3. Если
международным договором Российской Федерации установлены иные правила обращения
с радиоактивными отходами, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
1. В настоящем
Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) накопленные радиоактивные отходы - радиоактивные
отходы, образовавшиеся до вступления в силу настоящего Федерального закона
и внесенные в государственный реестр радиоактивных отходов в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом;
2) обращение с радиоактивными отходами -
деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию,
транспортированию, перевозке, приему, хранению и захоронению радиоактивных
отходов;
3) отработавший
закрытый источник ионизирующего
излучения - непригодный для дальнейшего использования источник
ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся
в нем радиоактивных веществ в окружающую среду в условиях применения и
износа, на которые он рассчитан;
4) критерии приемлемости радиоактивных отходов для
их захоронения (далее - критерии приемлемости) - устанавливаемые в соответствии
с настоящим Федеральным законом обязательные для исполнения требования к
физико-химическим свойствам радиоактивных отходов, а также к контейнерам и
упаковкам радиоактивных отходов, необходимым для безопасного захоронения радиоактивных отходов.
5) переработка радиоактивных отходов -
технологические операции, выполняемые с целью изменения агрегатного состояния и
(или) физико-химических свойств радиоактивных отходов для их последующего
кондиционирования;
6) кондиционирование радиоактивных отходов - технологические
операции по переводу радиоактивных отходов в форму и состояние, пригодные
для их безопасного хранения, транспортирования, перевозки и захоронения
и удовлетворяющие критериям приемлемости;
7) лимит промежуточного хранения - устанавливаемый
в соответствии с настоящим Федеральным законом срок хранения
определенных объемов и категорий радиоактивных отходов у производителя
радиоактивных отходов до приведения их в соответствие с критериями
приемлемости;
8) промежуточное хранение - содержание
радиоактивных отходов в пределах лимитов промежуточного хранения у
производителя радиоактивных отходов;
9) пункт промежуточного хранения - пункт хранения
радиоактивных отходов, в том числе часть ядерной установки или
радиационного источника, предназначенные для промежуточного хранения
радиоактивных отходов у производителя радиоактивных отходов;
10) захоронение радиоактивных отходов (далее -
захоронение) - безопасное размещение радиоактивных отходов в пункте захоронения
радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения;
11) барьер безопасности - упаковка с
радиоактивными отходами, инженерная конструкция пункта хранения радиоактивных
отходов и их отдельные части, или
элемент природного геологического образования, препятствующий проникновению
радионуклидов и (или) ионизирующего излучения в окружающую среду;
12) пункт долговременного хранения радиоактивных
отходов - пункт хранения радиоактивных отходов, в отношении которого на день
вступления в силу настоящего Федерального закона определен проектный срок
эксплуатации, но не предусмотрены порядок и меры по выводу его из
эксплуатации;
13) пункт захоронения радиоактивных отходов - пункт
хранения радиоактивных отходов, предназначенный для размещения радиоактивных
отходов без намерения их последующего извлечения, обеспечивающий радиационную
безопасность персонала, населения и окружающей среды в течение всего периода
потенциальной опасности радиоактивных отходов;
14) пункт
захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа - сооружение, размещаемое на поверхности земли или на глубине до
ста метров от уровня поверхности земли;
15) пункт
захоронения радиоактивных отходов в глубоких геологических формациях -
сооружение, размещаемое на глубине более ста метров от поверхности земли в
глубоких геологических горизонтах;
16) пункт размещения особых радиоактивных отходов -
пункт хранения радиоактивных отходов, представляющий собой объект природного
или техногенного происхождения, содержащий радиоактивные отходы, условия
размещения которых не позволяют обеспечить их безопасное и экономически
обоснованное удаление;
17) пункт консервации особых радиоактивных
отходов - пункт размещения особых радиоактивных отходов, оборудованный
необходимыми барьерами безопасности, обеспечивающими радиационную безопасность
персонала, населения и окружающей среды в течение определенного проектом
срока;
18) вывод из эксплуатации пункта хранения радиоактивных
отходов - деятельность,
осуществляемая после удаления радиоактивных отходов из пункта хранения,
направленная на достижение состояния, исключающего дальнейшее использование его
для хранения радиоактивных отходов, и обеспечивающая безопасность населения
и окружающей среды;
19) закрытие пункта захоронения радиоактивных
отходов - завершение операций по размещению радиоактивных отходов и приведению
пункта захоронения радиоактивных отходов в состояние, обеспечивающее
безопасность на весь период потенциальной опасности размещенных в нем
радиоактивных отходов;
20) перевод
пункта размещения особых радиоактивных отходов в пункт консервации особых
радиоактивных отходов – завершение операций по созданию в пункте размещения
особых радиоактивных отходов предусмотренных проектом барьеров безопасности;
21) перевод
пункта консервации особых радиоактивных отходов в пункт захоронения
радиоактивных отходов - изменение статуса пункта хранения, допускаемое в
случае, если предусмотренные проектом барьеры безопасности обеспечивают
безопасность пункта хранения на весь период потенциальной опасности размещенных
в нем радиоактивных отходов;
22) период
потенциальной опасности радиоактивных отходов – срок, в течение которого уровни
радиоактивности радиоактивных отходов снижаются до уровня, не требующего
радиационного контроля;
23) радиационный мониторинг - комплексная система
наблюдений за радиационной обстановкой, оценки и прогноза изменений
ее состояния;
24) государственная регистрация радиоактивных
отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов - внесение документированных
сведений о накопленных радиоактивных отходах и радиоактивных отходах,
передаваемых на захоронение, в государственный реестр радиоактивных отходов, а
также документированных сведений о пунктах хранения радиоактивных отходов, о
субъектах прав собственности на пункты хранения радиоактивных отходов и о
содержащихся в них радиоактивных отходах в государственный кадастр пунктов
хранения радиоактивных отходов;
25) производитель радиоактивных отходов - организация,
осуществляющая деятельность, в результате которой образуются радиоактивные
отходы;
26) специализированная организация по обращению с
радиоактивными отходами (далее - специализированная организация) - юридическое
лицо, выполняющее работы и предоставляющее услуги по сбору, сортировке,
переработке, кондиционированию, транспортированию, перевозке, хранению,
эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения
радиоактивных отходов;
27) национальный оператор по обращению с
радиоактивными отходами (далее - национальный оператор) - юридическое лицо,
уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять
деятельность, направленную на захоронение радиоактивных отходов, и иные виды
деятельности по обращению с радиоактивными отходами.
2. Понятие «радиоактивные отходы» используется в
значении, указанном в статье 3 Федерального закона от 21 ноября
1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
В целях настоящего Федерального закона радиоактивными отходами признаются также
материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образующиеся и
образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной
энергии видов деятельности.
3. Понятие «пункт хранения (хранилище)
радиоактивных отходов» используется в значении, указанном в
статье 3 Федерального закона от 21 ноября 1995 года
№ 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». В целях настоящего
Федерального закона к пунктам хранения радиоактивных отходов относятся имеющие
федеральное и межрегиональное значение пункты долговременного хранения
радиоактивных отходов, пункты захоронения радиоактивных отходов, пункты
размещения особых радиоактивных отходов и пункты консервации особых
радиоактивных отходов, а также не имеющие федерального и межрегионального
значения пункты промежуточного хранения радиоактивных отходов.
4. Понятие
специальные резервные фонды Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
(далее - специальные резервы органа государственного управления в области
обращения с радиоактивными отходами) используются в значении, указанном в
статье 20 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О
государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Статья 4. Классификация радиоактивных отходов
1. В целях
настоящего Федерального закона радиоактивные отходы подразделяются на следующие
виды:
1) удаляемые
радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные
с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты, связанные с их
извлечением, последующим обращением и захоронением, не превышают рисков и
затрат, связанных с их захоронением в месте нахождения;
2) особые
(неудаляемые) радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски,
связанные с радиационным воздействием, и иные риски, а также затраты,
связанные с их извлечением из пункта хранения радиоактивных отходов,
последующим обращением и захоронением, превышают риски и затраты,
связанные с их захоронением в месте нахождения.
2. Критерии
отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам определяются
федеральными нормами и правилами, регулирующими обращение с радиоактивными
отходами (далее - федеральные нормы и правила).
3. Удаляемые
радиоактивные отходы подразделяются на следующие категории:
1) по периоду
полураспада:
а) долгоживущие
радиоактивные отходы;
б) короткоживущие
радиоактивные отходы;
2) по удельной
активности:
а) высокоактивные
радиоактивные отходы;
б) среднеактивные
радиоактивные отходы;
в) низкоактивные
радиоактивные отходы;
г) очень
низкоактивные радиоактивные отходы;
3) по агрегатному
состоянию:
а) жидкие
радиоактивные отходы;
б) твердые
радиоактивные отходы;
в) газообразные
радиоактивные отходы;
4) по
радионуклидному составу:
а) содержащие
ядерные материалы;
б) не содержащие
ядерные материалы;
5) не подлежащие
дальнейшему использованию отработавшие закрытые источники ионизирующего
излучения.
4. Критерии
отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям
определяются федеральными нормами и правилами с учетом технологических
особенностей обращения с радиоактивными отходами и способов их
захоронения.
5. Нормативными правовыми актами Правительства Российской
Федерации могут быть установлены иные категории радиоактивных отходов.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской
Федерации в области обращения с радиоактивными отходами
Правительство
Российской Федерации:
1) издает на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области обращения
с радиоактивными отходами;
2) определяет по
представлению органа государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами национального оператора;
3) принимает по
согласованию с заинтересованными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации решения о проектировании, размещении, сооружении,
эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов хранения
радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;
4) утверждает по
представлению органа государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами перечни пунктов захоронения радиоактивных отходов, перечни
пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов, перечни пунктов
размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов, в том числе установленные по результатам первичной
регистрации;
5) устанавливает порядок и сроки отчисления
части резервов, формируемых организациями, эксплуатирующими особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты, для обеспечения безопасности
и развития таких производств и объектов, а также для выполнения работ по
обращению с радиоактивными отходами;
6) определяет механизм
финансирования деятельности национального оператора, связанной с обращением с
радиоактивными отходами, образовавшимися и образующимися в результате
деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных казенных
предприятий, а также с созданием пунктов захоронения радиоактивных отходов,
эксплуатацией, реконструкцией, модернизацией, выводом из эксплуатации или
закрытием пунктов долговременного хранения и пунктов захоронения радиоактивных
отходов за счет средств федерального бюджета;
7) устанавливает
порядок передачи радиоактивных отходов национальному оператору, в том числе
радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении деятельности, связанной
с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией
ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
8) осуществляет контроль за выполнением
обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской
Федерации и координирует международное сотрудничество в области обращения
с радиоактивными отходами.
Статья 6. Полномочия федеральных
органов исполнительной власти в области обращения с радиоактивными отходами
Федеральные органы
исполнительной власти в пределах своих полномочий:
1) обеспечивают и
регулируют безопасность при обращении с радиоактивными отходами;
2) организуют
обеспечение физической защиты пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) согласовывают
лимиты промежуточного хранения радиоактивных отходов для подведомственных им
производителей радиоактивных отходов;
4) осуществляют иные закрепленные за ними
полномочия в установленной сфере деятельности.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
обращения с радиоактивными отходами
1. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации:
1) принимают
участие в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного
воздействия, связанного с осуществлением деятельности по обращению с
радиоактивными отходами и превышающего установленные федеральными нормами
и правилами пределы;
2) согласовывают
в порядке, установленном главой 3
Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от
21 ноября 1995 года 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», решения о
размещении и сооружении на территории соответствующего субъекта Российской
Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов;
3) осуществляют в
пределах своих полномочий и в порядке установленном законодательством
Российской Федерации контроль за радиационной обстановкой и охраной
окружающей среды на территории соответствующего субъекта Российской Федерации,
готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии при осуществлении
деятельности по обращению с радиоактивными отходами.
2. Органы местного самоуправления:
1) принимают участие в порядке, установленном главой 3 Градостроительного кодекса Российской
Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года 170-ФЗ «Об
использовании атомной энергии», в принятии решений о размещении на
территории соответствующего муниципального образования пунктов хранения
радиоактивных отходов;
2) информируют население о радиационной обстановке на территории
соответствующего муниципального образования, возникшей при осуществлении
деятельности по обращению с радиоактивными
отходами.
Статья 8. Федеральные нормы и правила,
регулирующие обращение с радиоактивными отходами
1. Федеральные
нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, устанавливают
требования к обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными
отходами, включая:
1) критерии
приемлемости радиоактивных отходов для их захоронения;
2) критерии
отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам;
3) критерии
отнесения удаляемых радиоактивных отходов к отдельным категориям;
4) требования
по соблюдению лимитов промежуточного хранения радиоактивных отходов;
5) требования по обеспечению безопасности
при сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации или закрытии пунктов
хранения радиоактивных отходов;
6) требования к ведению государственного учета и
контроля радиоактивных отходов у производителей радиоактивных отходов;
7) требования к паспорту радиоактивных отходов;
8) категории отработавших закрытых источников
ионизирующего излучения;
9) требования к сбору, транспортированию,
перевозке, хранению и захоронению отработавших закрытых источников
ионизирующего излучения;
10) категории пунктов размещения радиоактивных
отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов;
11) требования по обеспечению безопасности пунктов
размещения и пунктов консервации особых радиоактивных отходов для
населения и окружающей среды, в том числе с учетом особенностей
отдельных пунктов хранения радиоактивных отходов;
12) порядок захоронения радиоактивных отходов.
2. Федеральные
нормы и правила, регулирующие обращение с радиоактивными отходами, разрабатываются,
утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном в соответствии с
Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Статья 9. Собственность на пункты хранения
радиоактивных отходов
1. Пункты
захоронения радиоактивных отходов находятся в федеральной собственности.
2. Пункты промежуточного и долговременного
хранения радиоактивных отходов, а также пункты размещения и пункты консервации
особых радиоактивных отходов могут находиться в федеральной собственности или в
собственности российских юридических лиц.
3. В состав имущества пункта хранения
радиоактивных отходов входит имущество, необходимое для обеспечения его
безопасного функционирования, включая земельные участки, здания,
сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными и иными
природными объектами. Земельные участки, занятые пунктами хранения
радиоактивных отходов, относятся к ограниченным в обороте.
4. Юридические лица, являющиеся собственниками
пунктов захоронения радиоактивных отходов, в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации в течение года с момента
возникновения права собственности на пункты захоронения передают
их в федеральную собственность в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, входящего в состав
передаваемого пункта захоронения радиоактивных отходов, определяется
Правительством Российской Федерации по представлению органа управления в
области обращения с радиоактивными отходами.
При передаче пункта
захоронения радиоактивных отходов юридическому
лицу возмещается стоимость имущества пункта захоронения за исключением затрат
на эксплуатацию и закрытие (консервацию) пункта захоронения
радиоактивных отходов.
Стоимость пункта
захоронения радиоактивных отходов, а также затраты на эксплуатацию и закрытие
(консервацию) пункта захоронения подлежат оценке в соответствии с
законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
5. В случаях, когда
пункт захоронения радиоактивных отходов не отчужден собственником в сроки,
указанные в пункте 4 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера
и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению органа государственного
управления обращением с радиоактивными отходами, подлежит принудительной
передаче в государственную собственность с возмещением бывшему собственнику
стоимости пункта захоронения радиоактивных отходов, определенной судом. При
этом у собственника пункта захоронения радиоактивных отходов вычитаются затраты
на отчуждение имущества.
6. Собственники пунктов хранения радиоактивных отходов
обязаны обеспечивать безопасное обращение с радиоактивными отходами,
безопасную эксплуатацию, вывод из эксплуатации или закрытие пунктов
хранения радиоактивных отходов.
Глава 2. Единая
государственная система обращения с радиоактивными отходами
Статья 10. Цель создания, принципы и состав единой
государственной системы обращения с радиоактивными отходами
1. Единая
государственная система обращения с радиоактивными отходами создается с целью
организации и обеспечения безопасного и экономически эффективного
обращения с радиоактивными отходами, включая их захоронение.
2. Единая
государственная система обращения с радиоактивными отходами представляет собой
совокупность объектов инфраструктуры обращения с радиоактивными отходами,
субъектов, осуществляющих деятельность в области обращения с радиоактивными
отходами, а также устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными
нормативными правовыми актами требований к обращению с радиоактивными отходами.
3. Единая
государственная система обращения с радиоактивными отходами предусматривает
деятельность уполномоченных на это федеральных органов исполнительной власти
и организаций, включая:
1) орган
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;
2) федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление
использованием атомной энергии, - органы управления использованием атомной
энергии в пределах полномочий по обращению с радиоактивными отходами;
3) федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование
безопасности при использовании атомной энергии, - органы государственного
регулирования безопасности в пределах полномочий
по обращению с радиоактивными отходами;
4) федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за ядерной
и радиационной безопасностью, в том числе при обращении с радиоактивными
отходами, образующимися в результате осуществления видов деятельности,
связанных с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией
ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
5) национального
оператора;
6) специализированные
организации;
7) производителей
радиоактивных отходов.
4. Управление обращением
с радиоактивными отходами в единой государственной системе обращения
с радиоактивными отходами осуществляет орган государственного управления в
области обращения с радиоактивными отходами.
5. Основными
принципами создания и функционирования единой государственной системы обращения
с радиоактивными отходами являются:
1) абсолютный
приоритет охраны жизни и здоровья настоящего и будущих поколений людей и
окружающей среды от негативного воздействия радиоактивных отходов;
2) запрет на ввоз и
вывоз радиоактивных отходов для их
хранения и последующего захоронения, за исключением случаев, установленных
настоящим Федеральным законом в целях обеспечения безопасного обращения
с радиоактивными отходами;
3) ответственность
производителей радиоактивных отходов за обеспечение безопасности при
обращении с радиоактивными отходами вплоть до их передачи национальному оператору;
4) полная финансовая
ответственность производителей радиоактивных отходов за обращение с
радиоактивными отходами, включая их безопасное захоронение;
5) учет взаимозависимости стадий образования
радиоактивных отходов и обращения с ними;
6) создание условий
для формирования рынка услуг в области обращения с радиоактивными отходами;
7) доступность для граждан и общественных
объединений информации, связанной с обеспечением безопасности и
предотвращением радиационных аварий при обращении с радиоактивными
отходами, а также иной информации об обращении с радиоактивными отходами,
если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
Статья 11. Создание единой государственной системы
обращения с радиоактивными отходами
1. Создание единой
государственной системы обращения с радиоактивными отходами осуществляется
поэтапно и включает следующие этапы:
1) этап формирования необходимой нормативной и
организационной основы системы и первичной регистрации радиоактивных отходов
и условий их размещения;
2) этап сооружения пунктов захоронения низко- и
среднеактивных радиоактивных отходов;
3) этап сооружения пунктов захоронения
высокоактивных радиоактивных отходов и завершение работ по консервации особых
радиоактивных отходов.
2. Порядок и сроки
создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами
определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Общие требования по захоронению
радиоактивных отходов
1. Все
радиоактивные отходы, за исключением короткоживущих радиоактивных отходов,
удельная активность которых в результате распада радионуклидов за время
хранения может быть снижена до уровня, обеспечивающего их исключение из
категории радиоактивных отходов, подлежат обязательному захоронению в
пунктах захоронения.
2. Захоронение твердых
высокоактивных и среднеактивных долгоживущих радиоактивных отходов
осуществляется в пунктах захоронения радиоактивных отходов в глубоких геологических
формациях, обеспечивающих локализацию таких отходов в соответствии с
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года
№ 2395-I «О недрах».
3. Захоронение твердых
среднеактивных короткоживущих и низкоактивных радиоактивных отходов может
осуществляться в пунктах захоронения радиоактивных отходов приповерхностного
типа.
4. Захоронение твердых
очень низкоактивных радиоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся
при добыче и переработке урановых руд, может осуществляться в пунктах
захоронения радиоактивных отходов приповерхностного типа без их
кондиционирования.
Статья 13. Требования к размещению, сооружению,
эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов
1. Пункты
захоронения радиоактивных отходов являются объектами использования атомной
энергии, имеющими федеральное или межрегиональное значение.
2. Решения о проектировании,
размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения
радиоактивных отходов принимаются Правительством Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по предложению
органа государственного управления в области обращения с радиоактивными
отходами.
3. Пункты
захоронения радиоактивных отходов должны быть обеспечены барьерами безопасности,
достаточными для поддержания безопасности на весь период потенциальной
опасности радиоактивных отходов.
4. Выполнение
работ по сооружению и эксплуатации пунктов захоронения радиоактивных отходов в
глубоких геологических формациях и глубоких геологических горизонтах, а
также их закрытию осуществляется в соответствии с разрешениями
(лицензиями) на пользование недрами, выдаваемыми в соответствии
с законодательством Российской Федерации о недрах.
5. Требования к обеспечению безопасности при
размещении, сооружении, эксплуатации и закрытии пунктов захоронения
радиоактивных отходов определяются техническими регламентами
и федеральными нормами и правилами.
6. Проектом
пункта захоронения должен быть предусмотрен радиационный мониторинг в месте
расположения пункта захоронения после его закрытия.
7. После закрытия
пункта захоронения радиоактивных отходов и истечения периода потенциальной
опасности размещенных в нём радиоактивных отходов орган государственного управления
в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с органами государственного
регулирования безопасности принимает решение о прекращении всех видов
радиационного контроля и о внесении соответствующих изменений в кадастр пунктов
хранения радиоактивных отходов.
Статья 14. Общие требования к организациям,
осуществляющим обращение с радиоактивными отходами
1. Деятельность в
области обращения с радиоактивными отходами могут осуществлять национальный
оператор по обращению с радиоактивными отходами, производители радиоактивных
отходов, специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии) на
право ведения работ в области использования атомной энергии.
2. Выполнение
работ и предоставление услуг национальному оператору по хранению
радиоактивных отходов, приведённых в соответствие с критериями приемлемости,
эксплуатации и закрытию пунктов захоронения радиоактивных отходов осуществляют
специализированные организации, аккредитованные в составе единой
государственной системы обращения с радиоактивными отходами и признанные в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
эксплуатирующими организациями.
3. Организации,
аккредитованные в составе единой государственной системы обращения с
радиоактивными отходами и имеющие в собственности или на ином законном
основании пункты хранения радиоактивных отходов, в соответствии с условиями
аккредитации предоставляют национальному оператору услуги по хранению
радиоактивных отходов, приведенных в соответствие с критериями приемлемости.
Статья 15. Государственный учет и контроль
радиоактивных отходов
1. В целях исключения неконтролируемого накопления
и распространения радиоактивных отходов в окружающей среде
и получения информации о радиоактивных отходах, об условиях
их хранения и захоронения на территории Российской Федерации ведутся
государственный учет и контроль радиоактивных отходов, являющиеся частью
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов.
2. Ведение
системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов осуществляется национальным оператором.
Статья 16. Государственная регистрация
радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов
1. Государственная
регистрация радиоактивных отходов осуществляется в системе государственного
учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
2. Государственная
регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов
осуществляется в целях сбора, юридического удостоверения и сохранения сведений
о радиоактивных отходах, их количестве и характеристиках, о пунктах
хранения радиоактивных отходов и субъектах прав на них, необходимых для
функционирования единой государственной системы обращения с
радиоактивными отходами.
3. В
государственный реестр вносятся документированные сведения о накопленных
радиоактивных отходах и радиоактивных отходах, передаваемых национальному
оператору.
4. Приведенные в соответствие с критериями
приемлемости радиоактивные отходы подлежат паспортизации. Паспорт радиоактивных
отходов заполняется на каждую упаковку с радиоактивными отходами
организацией, осуществившей кондиционирование радиоактивных отходов, за
исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Требования к
паспорту радиоактивных отходов устанавливаются федеральными нормами и
правилами.
5. Сведения о пунктах долговременного хранения
радиоактивных отходов и пунктах захоронения радиоактивных отходов, пунктах
размещения радиоактивных отходов и пунктах консервации особых
радиоактивных отходов, а также сведения о характеристиках размещенных в них
радиоактивных отходов, подлежат включению в государственный кадастр пунктов
хранения радиоактивных отходов. В государственный кадастр пунктов хранения
радиоактивных отходов включается информация о субъектах прав на них.
6. Порядок ведения
государственного реестра радиоактивных отходов и государственного кадастра
пунктов хранения радиоактивных отходов устанавливается органом государственного
управления в области обращения с радиоактивными отходами по согласованию с
органами государственного регулирования безопасности.
7. Государственный реестр, государственный кадастр
и паспорта радиоактивных отходов подлежат бессрочному хранению.
8. Хранение государственного реестра, государственного
кадастра и паспортов радиоактивных отходов осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации об архивной деятельности.
Статья 17. Радиационный контроль и радиационный
мониторинг при обращении с радиоактивными отходами
1. Радиационный
контроль при обращении с радиоактивными отходами осуществляется в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация,
эксплуатирующая пункт хранения радиоактивных отходов, осуществляет
радиационный мониторинг на территориях санитарно-защитной зоны и зоны
наблюдения, установленных в районе размещения указанного пункта в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
3. Требования к
радиационному мониторингу и порядок его проведения устанавливаются органом
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами
по согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
Глава 3. Организационно-правовые
основы обращения
с радиоактивными отходами
Статья 18. Полномочия и функции органа
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами
1. Органом государственного
управления в области обращения с радиоактивными отходами является Государственная
корпорация по атомной энергии «Росатом».
2. Орган
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами
осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере
деятельности:
1) осуществляет от
имени Российской Федерации полномочия собственника находящихся в федеральной
собственности пунктов хранения, за исключением отчуждения имущества этих
пунктов из федеральной собственности, а также полномочия
государственного заказчика на выполнение работ с радиоактивными отходами и
оказание услуг по их хранению и захоронению в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации;
2) определяет
порядок регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных
отходов, порядок осуществления радиационного контроля и радиационного
мониторинга при обращении с радиоактивными отходами;
3) определяет
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, меры по
финансовому обеспечению деятельности национального оператора, связанной
с обращением с радиоактивными отходами, а также созданием пунктов захоронения
радиоактивных отходов, эксплуатацией, реконструкцией, модернизацией, выводом из
эксплуатации или закрытием пунктов долговременного хранения и пунктов
захоронения радиоактивных отходов, переводом пунктов размещения особых
радиоактивных отходов в пункты консервации особых радиоактивных отходов;
4) представляет в
Правительство Российской Федерации предложения по созданию национального
оператора;
5) контролирует
деятельность национального оператора;
6) относит
радиоактивные отходы к удаляемым или особым радиоактивным отходам;
7) утверждает порядок аккредитации
специализированных организаций в составе единой государственной системы
обращения с радиоактивными отходами и осуществляет аккредитацию;
8) утверждает для организаций Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом», эксплуатирующих особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты, нормативы отчислений средств
на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности
указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и
развития, в части финансирования обращения с радиоактивными отходами и
нормативы отчислений средств из указанных резервов в специальные резервы
органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами;
9) утверждает по согласованию с федеральными органами
исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные организации,
эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и
объекты, нормативы отчислений средств из резервов, предназначенных для
обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях
их жизненного цикла и развития, в части финансирования обращения с радиоактивными
отходами в специальные резервы органа государственного управления по обращению
с радиоактивными отходами;
10) представляет в установленном порядке
предложения по тарифам на оказание услуг по размещению приведенных в
соответствие с критериями приемлемости радиоактивных отходов в пунктах
захоронения радиоактивных отходов и услуг по хранению таких отходов;
11) утверждает лимиты промежуточного хранения
радиоактивных отходов для организаций, эксплуатирующих особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты. Для организаций,
эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и
объекты, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и иным
организациям, лимиты промежуточного хранения утверждаются по согласованию с
указанными органами и организациями;
12) координирует работы по созданию, эксплуатации,
реконструкции, модернизации, закрытию пунктов захоронения радиоактивных
отходов;
13) разрабатывает и представляет в Правительство
Российской Федерации предложения по:
а) проектированию, размещению, сооружению,
эксплуатации, выводу из эксплуатации или закрытию пунктов хранения
радиоактивных отходов, имеющих федеральное или межрегиональное значение;
б) отнесению пунктов хранения радиоактивных
отходов, созданных и эксплуатируемых до вступления в силу настоящего
Федерального закона, к пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов,
пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам размещения и пунктам консервации
особых радиоактивных отходов;
14) принимает по согласованию с федеральными
органами исполнительной власти и организациями, имеющими подведомственные
организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные
производства и объекты, решения по вопросам, касающимся проектирования,
размещения, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации или закрытия
пунктов промежуточного хранения радиоактивных отходов;
15) принимает
решение о переводе пунктов размещения особых радиоактивных отходов в пункты
консервации особых радиоактивных отходов и о переводе пунктов консервации
особых радиоактивных отходов в пункты захоронения радиоактивных отходов;
16) осуществляет
полномочия предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 6 настоящего Федерального
закона.
17) осуществляет
другие полномочия и функции в области обращения с радиоактивными отходами,
определенные настоящим Федеральным законом, законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 19. Полномочия и функции органов
государственного регулирования безопасности в области обращения
с радиоактивными отходами
К полномочиям и
функциям органов государственного регулирования безопасности в области
обращения с радиоактивными отходами относятся:
1) разработка,
утверждение и введение в действие федеральных норм и правил, регулирующих
обращение с радиоактивными отходами;
2) выдача
организациям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами,
разрешений (лицензий) на право ведения работ в этой области и определение
условий действия разрешений (лицензий);
3) выдача
работникам организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с
радиоактивными отходами, разрешений на право ведения работ в области обращения
с радиоактивными отходами по перечню должностей, установленному
Правительством Российской Федерации;
4) осуществление
надзора в области обращения с радиоактивными отходами;
5) осуществление
иных полномочий и функций в области обращения с радиоактивными отходами,
установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Полномочия и функции национального
оператора по обращению с радиоактивными отходами
1. Национальный
оператор определяется решением Правительства Российской Федерации по предложению
органа государственного управления в области обращения с радиоактивными
отходами.
2. Национальный
оператор осуществляет следующие полномочия и функции в установленной сфере
деятельности:
1) обеспечивает безопасное обращение с принятыми
на хранение и захоронение радиоактивными отходами;
2) выполняет
функции заказчика – застройщика в отношении пунктов захоронения радиоактивных
отходов;
3) прогнозирует
объемы поступления радиоактивных отходов на захоронение, подготавливает
прогнозы развития необходимой инфраструктуры и размещает их на
официальных сайтах национального оператора и органа государственного управления
в области обращения с радиоактивными отходами;
4) ежегодно
согласует организациям, эксплуатирующим ядерно и радиационно опасные объекты, прогнозные
объёмы образования радиоактивных отходов на последующий год с учетом изменения
объемов при приведении их в соответствие с критериями приемлемости;
5) участвует в подготовке решений, касающихся приведения
пунктов размещения особых радиоактивных отходов в состояние экологической
безопасности и их перевода в пункты консервации особых радиоактивных
отходов, в том числе эксплуатируемых другими юридическими лицами;
6) обеспечивает
разработку технических требований к пунктам
захоронения радиоактивных отходов, технологиям переработки и
кондиционирования, транспортирования и хранения радиоактивных отходов;
7) обеспечивает ведение системы государственного учета
и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, включая ведение
государственного реестра радиоактивных отходов и государственного кадастра
пунктов хранения радиоактивных отходов.
3. Национальный
оператор обязан:
1) принимать от
производителей в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим
Федеральным законом, радиоактивные отходы, приведенные в соответствие с
критериями приемлемости, для их последующего захоронения;
2) осуществлять в
порядке, предусмотренном для организаций, эксплуатирующих особо радиационно
опасные и ядерно опасные производства и объекты, отчисления средств на
формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных
производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития, и
осуществлять отчисления средств из указанных резервов в специальные резервы
органа государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами;
3) обеспечивать
безопасную эксплуатацию пунктов захоронения радиоактивных отходов и их
закрытие;
4) обеспечивать
радиационный мониторинг в местах расположения пунктов захоронения
радиоактивных отходов, в том числе после их закрытия;
5) информировать
население, органы государственной власти и органы местного самоуправления по
вопросам безопасности обращения с радиоактивными отходами и о радиационной
обстановке в местах размещения пунктов хранения радиоактивных отходов,
эксплуатируемых национальным оператором.
Статья 21. Обязанности и ответственность
производителей радиоактивных отходов
1. Производители
радиоактивных отходов обязаны:
1) определить
возможность дальнейшего использования образующихся в результате их деятельности
материалов и веществ, а также изделий (оборудования), в том числе отработавших закрытых
источников ионизирующего излучения, в которых содержание радионуклидов
превышает установленные федеральными нормами и правилами в области
использования атомной энергии уровни, а в случае невозможности их дальнейшего
использования отнести их к радиоактивным отходам. Порядок и сроки отнесения
таких материалов и веществ к радиоактивным отходам устанавливаются органом государственного
управления в области обращения с радиоактивными отходами;
2) обеспечить безопасное обращение с
радиоактивными отходами, включая хранение в рамках установленных в
соответствии с настоящим Федеральным законом лимитов промежуточного
хранения. Для производителей радиоактивных отходов, не относящихся к
организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и
объекты, устанавливается единый лимит промежуточного хранения - пять лет;
3) до истечения
лимитов промежуточного хранения осуществить
собственными силами или с привлечением специализированных организаций
приведение радиоактивных отходов в соответствие с критериями приемлемости;
4) заключить с национальным оператором в порядке и
на условиях, устанавливаемых в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации, договор на передачу ему радиоактивных отходов для
захоронения;
5) обеспечить собственными силами или с
привлечением специализированных организаций транспортирование и перевозку
радиоактивных отходов к пункту хранения радиоактивных отходов, указанному
национальным оператором, и передать их национальному оператору вместе с
паспортами на них;
6) в порядке,
установленном настоящим Федеральным законом, обеспечить финансирование захоронения
радиоактивных отходов.
2. Производители
радиоактивных отходов, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо
радиационно и ядерно опасные производства и объекты, производят отчисления
в специальные резервы органа государственного управления в области
обращения с радиоактивными отходами исходя из согласованных с национальным
оператором прогнозных объёмов образования радиоактивных отходов в текущем году
с учетом изменения объемов при приведении их в соответствие с критериями
приемлемости. Отчисления в специальные резервы органа государственного управления
в области обращения с радиоактивными отходами могут производиться из резервов,
формируемых производителем радиоактивных отходов и предназначенных для
обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств
и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития.
3. Производители
радиоактивных отходов, не относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо
радиационно и ядерно опасные производства и объекты, оплачивают услуги
национального оператора по захоронению радиоактивных отходов, исходя из
фактических объемов и категорий передаваемых национальному оператору
радиоактивных отходов.
4. Производители радиоактивных отходов, относящиеся
к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные
производства и объекты, могут осуществлять мероприятия по захоронению
радиоактивных отходов в пунктах захоронения радиоактивных отходов,
расположенных на используемых ими земельных участках исключительно по
решению Правительства Российской Федерации. Предложения по организации
пунктов захоронения радиоактивных отходов таких производителей представляются
органом государственного управления в области обращения с радиоактивными
отходами.
5. Особенности
осуществления деятельности по захоронению радиоактивных отходов на используемых
производителями радиоактивных отходов земельных участках, закрытию пунктов захоронения
радиоактивных отходов и внесению соответствующих записей в государственный
реестр радиоактивных отходов и государственный кадастр пунктов хранения
радиоактивных отходов устанавливаются органом государственного управления в
области обращения с радиоактивными отходами.
6. Стоимость услуг
по хранению и захоронению радиоактивных отходов определяется по тарифам,
устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти. Порядок государственного регулирования тарифов
на эти услуги, включающий основы ценообразования и правила государственного
регулирования и контроля, утверждается Правительством Российской Федерации.
7. Производители
несут ответственность за безопасность обращения с радиоактивными отходами до их
передачи национальному оператору.
8. Действие настоящей статьи не распространяется
на случаи, установленные частью 4 статьи 26 настоящего
Федерального закона.
Статья 22. Обязанности и ответственность
специализированных организаций по обращению с радиоактивными отходами
1. Специализированные
организации по обращению с радиоактивными отходами выполняют работы и
предоставляют услуги в порядке и на условиях, определяемых в договорах,
заключаемых ими с производителями радиоактивных отходов и национальным
оператором в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Специализированные
организации несут ответственность за надлежащее исполнение принятых на себя
обязательств в соответствии с условиями договора и требованиями
законодательства Российской Федерации.
3. При
осуществлении отдельных видов деятельности к специализированным
организациям могут предъявляться дополнительные требования, предусмотренные
настоящим Федеральным законом.
Статья 23. Финансирование расходов по обращению
с радиоактивными отходами
1. Финансовое
обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами
основывается на множественности источников финансирования и осуществляется за
счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, средств специальных резервов органа государственного
управления по обращению с радиоактивными отходами, средств производителей
радиоактивных отходов, а также иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.
2. Расходы по
обращению с радиоактивными отходами включаются производителями радиоактивных
отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации в расходы,
связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), в
результате которых эти радиоактивные отходы образовались.
3. Финансирование
деятельности национального оператора по исполнению полномочий и функций, установленных
настоящим Федеральным законом, осуществляется за счёт средств специальных резервов
органа государственного управления по обращению с радиоактивными отходами, бюджетных ассигнований из средств федерального
бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской
Федерации.
4. Финансирование
деятельности национального оператора по захоронению радиоактивных отходов,
принимаемых от производителей радиоактивных отходов, относящихся к
организациям, эксплуатирующим особо радиационно и ядерно опасные производства и
объекты, осуществляется за счёт средств специальных резервов органа государственного управления по
обращению с радиоактивными отходами и иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации.
5. Финансирование деятельности национального
оператора по захоронению радиоактивных отходов от производителей радиоактивных
отходов, не относящихся к организациям, эксплуатирующим особо радиационно и
ядерно опасные производства и объекты, осуществляется за счёт единовременных
платежей по оплате услуг национального оператора, за счёт средств специальных
резервов органа государственного управления по обращению с радиоактивными
отходами и иных источников, не запрещенных законодательством Российской
Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,
финансирование деятельности национального оператора по обращению с
радиоактивными отходами, образовавшимися и образующимися в результате
деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных казенных
предприятий осуществляется за счет бюджетных ассигнований из средств
федерального бюджета.
Глава 4. Обращение
с радиоактивными отходами, образовавшимися до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона
Статья 24. Первичная регистрация радиоактивных
отходов и условий их размещения
1. С целью
выявления фактического наличия и объема радиоактивных отходов, отнесения их к
отдельным видам и категориям и выделения из них накопленных радиоактивных
отходов проводится первичная регистрация всех имеющихся радиоактивных отходов
с указанием мест и условий их размещения.
2. Решение о
проведении первичной регистрации радиоактивных отходов, о порядке и сроках ее
проведения принимается Правительством Российской Федерации.
3. Проведение первичной регистрации радиоактивных
отходов обеспечивает орган государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами совместно с соответствующими органами управления
использованием атомной энергии в пределах их полномочий по обращению с
радиоактивными отходами.
4. Решение об
отнесении радиоактивных отходов к
удаляемым или особым радиоактивным отходам принимается органом
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами в
соответствии с критериями отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным
отходам.
5. Первичная регистрация радиоактивных отходов
производится раздельно по каждому пункту хранения радиоактивных отходов.
6. По результатам первичной регистрации
радиоактивных отходов определяется вид, категория радиоактивных отходов и
условия их размещения. По результатам первичной регистрации составляются акты
первичной регистрации.
7. Пункты
хранения радиоактивных отходов, барьеры безопасности которых обеспечивают безопасность
размещенных в них радиоактивных отходов на весь период потенциальной опасности,
подлежат отнесению к пунктам захоронения. Для пунктов захоронения радиоактивных
отходов определяются объемы радиоактивных отходов и другие, необходимые для
включения в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов, данные.
8. Для удаляемых радиоактивных отходов определяются
объемы и категории радиоактивных отходов и условия их размещения - пункт
долговременного хранения или пункт промежуточного хранения радиоактивных
отходов.
9. Для особых радиоактивных отходов определяются
объемы радиоактивных отходов и условия их размещения – пункт долговременного
хранения, пункт размещения либо пункт консервации
особых радиоактивных отходов.
11. Органом государственного управления в области
обращения с радиоактивными отходами на основании актов первичной регистрации с
учетом объемов радиоактивных отходов и условий их размещения осуществляется
отнесение пунктов хранения радиоактивных отходов к имеющим федеральное или
межрегиональное значение, а также к не имеющим федеральное и межрегиональное
значение пунктам хранения радиоактивных отходов.
12. Установленные по
результатам первичной регистрации перечни пунктов захоронения радиоактивных
отходов, перечни пунктов долговременного хранения радиоактивных отходов,
перечни пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации
особых радиоактивных отходов представляются на утверждение Правительства
Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
13. На основе
актов первичной регистрации и предусмотренных частью 12 настоящей статьи
перечней осуществляется регистрация накопленных радиоактивных отходов.
Статья 25. Требования к обращению с накопленными
радиоактивными отходами и пунктам их хранения
1.
Решения по обращению с накопленными радиоактивными отходами принимаются органом
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по
согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
2. Все накопленные радиоактивные отходы, отнесенные
к удаляемым радиоактивным отходам, должны быть извлечены, переработаны,
кондиционированы и захоронены.
3. Пункты размещения особых
радиоактивных отходов должны быть приведены в безопасное состояние в
соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, на период
до перевода их в пункты консервации особых радиоактивных отходов или
пункты захоронения радиоактивных отходов.
4. Все
пункты размещения особых радиоактивных отходов должны быть переведены в пункты
консервации особых радиоактивных отходов и (или) пункты захоронения
радиоактивных отходов.
5. До
истечения проектного срока эксплуатации пункта долговременного хранения накопленных
радиоактивных отходов органом государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами должно быть принято решение об удалении радиоактивных
отходов или об отнесении содержащихся в нем радиоактивных отходов к особым
радиоактивным отходам. Решение о переводе пункта долговременного хранения
радиоактивных отходов в пункт размещения или пункт консервации особых
радиоактивных отходов и составе входящего в него имущества принимается
Правительством Российской Федерации по представлению органа государственного
управления в области обращения с радиоактивными отходами.
6. Сроки выполнения работ, предусмотренных частями
2-4 настоящей статьи, устанавливаются органом государственного управления в
области обращения с радиоактивными отходами отдельно для каждого пункта
хранения радиоактивных отходов.
Глава 5. Требования к обращению с
отдельными видами и категориями радиоактивных отходов и отдельным видам
деятельности по обращению с радиоактивными отходами
Статья 26. Требования к обращению с удаляемыми
радиоактивными отходами
1. Радиоактивные
отходы, приведенные в соответствие с критериями приемлемости, подлежат захоронению
в пунктах захоронения радиоактивных отходов или временному хранению
национальным оператором до создания соответствующих пунктов захоронения
радиоактивных отходов.
2. В случае
выявления несоответствия получаемых для захоронения радиоактивных отходов
критериям приемлемости производитель радиоактивных отходов обязан привести их
в соответствие критериям приемлемости. Порядок определения
соответствия передаваемых радиоактивных отходов критериям приемлемости
устанавливается органом государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами.
3. Производители
короткоживущих радиоактивных отходов могут осуществлять мероприятия по их
безопасному хранению до исключения их из категории радиоактивных отходов,
обусловленного снижением их удельной активности в результате распада
радионуклидов, содержащихся в отходах.
Статья 27. Требования к обращению с особыми
радиоактивными отходами и пунктам их хранения
1. Обращение с
особыми радиоактивными отходами, в том числе образовавшимися в
результате выполнения оборонных программ, применения ядерных взрывных
технологий в мирных целях и иных видов деятельности в области использования
атомной энергии, осуществляется с учетом особенностей их образования, степени
потенциальной опасности, а также состояния пунктов размещения особых
радиоактивных отходов.
2. Сооружение
промышленных объектов и создание промышленных технологий, заведомо приводящих к
образованию особых радиоактивных отходов, запрещается.
3. Категории
пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов, а также требования по обеспечению безопасности указанных
пунктов для населения и окружающей среды определяются федеральными нормами и
правилами.
4. Дополнительные
требования по обеспечению безопасности отдельных пунктов размещения особых
радиоактивных отходов и пунктов консервации особых радиоактивных отходов
определяются нормативными актами, принимаемыми органами государственного
регулирования безопасности.
5. Перечень
пунктов размещения особых радиоактивных отходов и пунктов консервации особых
радиоактивных отходов пересматривается не реже одного раза в десять лет с
учетом критериев отнесения радиоактивных отходов к особым радиоактивным отходам
и развития технологий обращения с радиоактивными отходами.
Статья 28. Требования к обращению с очень
низкоактивными отходами и радиоактивными отходами, образующимися при добыче и
переработке урановых руд
1. Производители
очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и
переработке урановых руд, относящиеся к организациям, эксплуатирующим особо
радиационно и ядерно опасные производства и объекты, могут по решению
Правительства Российской Федерации осуществлять захоронение указанных отходов в
пунктах захоронения радиоактивных отходов, расположенных на используемых ими
земельных участках.
2. Паспортизация
очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и
переработке урановых руд, может осуществляться перед закрытием соответствующих
пунктов захоронения радиоактивных отходов с заполнением единого паспорта
на все радиоактивные отходы, размещенные в таком пункте.
3. При передаче
очень низкоактивных отходов и радиоактивных отходов, образующихся при добыче и
переработке урановых руд, национальному оператору паспорт заполняется на всю
партию передаваемых радиоактивных отходов.
Статья 29. Требования к обращению с радиоактивными
отходами, образующимися и образовавшимися при осуществлении не связанных
с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке
минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов
1. Материалы с повышенным содержанием природных
радионуклидов, образующиеся и образовавшиеся при осуществлении не связанных с
использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке
минерального и органического сырья с повышенным содержанием радионуклидов,
по решению организации, в результате деятельности которой
они образовались, могут быть отнесены к радиоактивным отходам.
2. С момента
отнесения материалов, указанных в части 1 настоящей статьи, к
радиоактивным отходам обращение с ними осуществляется в соответствии
с требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, в том
числе в части государственного учета и контроля радиоактивных отходов.
3. Безопасность обращения с материалами с
повышенным содержанием природных радионуклидов, образующимися и образовавшимися
при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов
деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с
повышенным содержанием радионуклидов и не отнесенными к радиоактивным отходам,
обеспечивается путем проведения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в
соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения.
Статья 30. Требования к обращению с отработавшими
закрытыми источниками ионизирующего излучения
1. Сбор
отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и дальнейшее
обращение с ними осуществляется отдельно от всех иных радиоактивных
отходов.
2. Отработавшие
закрытые источники ионизирующего излучения должны быть переданы на хранение и
захоронение национальному оператору, либо организации - изготовителю
для переработки в соответствии с порядком, устанавливаемым органом
государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами по
согласованию с органами государственного регулирования безопасности.
3. Передача
отработавшего закрытого источника ионизирующего излучения на хранение и
захоронение осуществляется с приложением паспорта на него. При отсутствии
такого паспорта организация, в результате деятельности которой образовался
отработавший закрытый источник ионизирующего излучения, должна обеспечить
определение его характеристик в соответствии с порядком, устанавливаемым
органом государственного управления в области обращения с радиоактивными
отходами.
4. Категории
отработавших закрытых источников ионизирующего излучения и требования к их
сбору, транспортированию, перевозке, хранению и захоронению определяются
федеральными нормами и правилами.
Статья 31. Требования к обращению с жидкими
и газообразными радиоактивными отходами
1. Технические
средства и организационные мероприятия, связанные с обращением с жидкими
радиоактивными отходами, за исключением случаев, установленных
настоящей статьей, должны обеспечивать их перевод в отвержденные
формы, приведение в соответствие с критериями приемлемости и захоронение.
2. Захоронение жидких низкоактивных и
среднеактивных радиоактивных отходов в глубоких геологических
горизонтах (пластах-коллекторах) в пределах горного отвода, в границах которого
жидкие радиоактивные отходы должны быть локализованы, допускается
исключительно в пунктах глубинного захоронения жидких радиоактивных отходов,
сооруженных и эксплуатируемых на дату вступления в силу настоящего Федерального
закона. Жидкие радиоактивные отходы должны быть приведены в соответствие с
критериями приемлемости для захоронения в указанных пунктах захоронения жидких
радиоактивных отходов. Захоронение радиоактивных отходов в указанных пунктах
захоронения осуществляется в соответствие с федеральными нормами и правилами.
3. Обращение с газообразными радиоактивными
отходами должно быть направлено на предотвращение поступления радиоактивных
веществ в окружающую среду в количествах, превышающих допустимые выбросы.
4. Необходимые технические средства и
организационные мероприятия, связанные с обращением с газообразными
радиоактивными отходами, определяются в соответствии с федеральными нормами и
правилами.
Статья 32. Особенности
ввоза и вывоза радиоактивных отходов
1. Ввоз в Российскую
Федерацию и вывоз из Российской Федерации радиоактивных отходов в целях их
хранения и захоронения запрещен за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей.
2. Разрешается ввоз
в Российскую Федерацию отработавших закрытых источников ионизирующего излучения
произведенных на территории Российской Федерации, в том числе для целей их
регенерации или захоронения.
3. При ввозе на
территорию Российской Федерации закрытых источников ионизирующего излучения
предусматривается возвращение закрытого отработавшего источника ионизирующего
излучения в страну – поставщик закрытого источника ионизирующего излучения.
4. Допускается вывоз
из Российской Федерации радиоактивных отходов, образовавшихся при переработке
отработавшего ядерного топлива в соответствии международными договорами
Российской Федерации.
5. Допускается в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ввоз на территорию
Российской Федерации радиоактивно загрязненных материалов в целях их
дезактивации и переработки при условии:
1) наличия
международного договора, предусматривающего обязательный вывоз радиоактивных
отходов;
2) обязательного
вывоза всех образовавшихся при дезактивации и переработке указанных материалов
радиоактивных отходов с территории Российской Федерации в страну происхождения радиоактивно
загрязненных материалов в срок не более одного года после их ввоза.
Глава 6. Ответственность
за нарушение требований в области обращения с радиоактивными отходами
Статья 33. Виды
и основания ответственности за нарушение требований в области обращения с
радиоактивными отходами
Лица, виновные в
нарушении установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами требований в области обращения с радиоактивными отходами,
несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Возмещение вреда, причиненного вследствие
нарушения настоящего Федерального закона
Вред, причиненный
вследствие нарушения требований в области обращения с радиоактивными отходами жизни,
здоровью или имуществу физических лиц, а также имуществу юридических лиц,
подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
и иными законодательными актами Российской Федерации.
Глава 7. Внесение
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 35. О внесении изменений в Федеральный
закон «Об использовании атомной энергии»
Внести в Федеральный
закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,
№ 48, ст. 4552; 1997, № 7, ст. 808; 2001, № 29,
ст. 2949; 2003, № 46, ст. 4436; 2007, № 7, ст. 834)
следующие изменения:
1) в части первой статьи
3:
а) абзац четвертый
изложить в следующей редакции:
«пункты хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения (хранилища)
радиоактивных отходов (далее - пункты хранения) - не относящиеся к ядерным
установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения,
предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,
хранения или захоронения радиоактивных отходов;»;
б) абзац девятый
изложить в следующей редакции:
«радиоактивные отходы -
не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также изделия
(оборудование), в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения, в
которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные федеральными
нормами и правилами в области использования атомной энергии;»;
2) статью 5
дополнить частью пятнадцатой следующего содержания:
«Субъекты права
собственности на пункты хранения радиоактивных отходов, их права и обязанности
определяются
Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами»»;
3) в части первой
статьи 44 слова «и хранения» заменить словами «, хранения и захоронения»;
4) в статье 47:
а) наименование
изложить в следующей редакции:
«Статья 47. Хранение и переработка ядерных
материалов и радиоактивных веществ»;
б) слова «ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» заменить словами «ядерных
материалов и радиоактивных веществ», второе предложение исключить;
5) третье
предложение части второй статьи 48 изложить в следующей редакции: «Хранение
и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным
законом «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными
правовыми актами».
Статья 36. О внесении изменений в Градостроительный
кодекс Российской Федерации
Внести в
Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 16; 2006, № 1, ст. 21;
№ 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21; № 31,
ст. 4012; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6237; 2008, № 30, ст. 3604; 2009, № 48, ст. 5711)
следующие изменения:
1) часть 14 статьи
48 после слов «и радиоактивных веществ» дополнить словами «, пунктов хранения
радиоактивных отходов»;
2) пункт 1 части 1
статьи 481 после слов «и радиоактивных веществ» дополнить словами «,
пунктов хранения радиоактивных отходов».
Статья 37. О внесении изменений в Федеральный
закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Внести в Федеральный
закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, № 49, ст. 6078) следующие изменения:
1) статью 7
дополнить пунктом 8.1 следующего содержания:
«8.1) осуществляет
функции и полномочия органа государственного управления в области обращения с
радиоактивными отходами.»;
2) пункт 3
части 2 статьи 20 после слов «обращением с» дополнить словами «радиоактивными
отходами,».
Статья 38. О
внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Часть 3 статьи 48 Федерального
закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49,
ст. 6078) после слов «Федеральным законом» дополнить словами «и
Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Глава 8. Заключительные положения
Статья 39. Действие нормативных правовых актов и
лицензий принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Принятые до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти и организаций, осуществляющих нормативное регулирование в
области использования атомной энергии, устанавливающие требования к
обращению с радиоактивными отходами, применяются в части, не противоречащей
настоящему Федеральному закону.
2. Действие
разрешений (лицензий) на пользование недрами в целях захоронения радиоактивных
отходов и разрешений (лицензий) органа государственного регулирования
безопасности на установленные виды деятельности в области обращения с
радиоактивными отходами, выданных до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона, ограничивается сроком в двенадцать месяцев со дня
вступления в силу настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока
разрешения (лицензии) подлежат переоформлению в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 40. Вступление в силу настоящего
Федерального закона
Настоящий Федеральный
закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья
41. Обеспечение реализации настоящего Федерального закона
В целях реализации
настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации:
1) до 1 января 2011
года принять решение о создании национального оператора и проведении первичной
регистрации радиоактивных отходов, о порядке и сроках ее проведения;
2) до 30 марта 2011 года
определить порядок и сроки реализации этапа формирования необходимой
нормативной и организационной основы единой государственной системы обращения с
радиоактивными отходами.
Президент
Российской
Федерации