Движение за ядерную безопасность.Официальное представительство в интернете.http:\\www.nuclearpolicy.ru, e-mail:nimironova@nuclearpolicy.ru
Главная Вниз Назад

Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

Быстрый переход:

Структура раздела
Общество - Правительство "Диалоги о ядерной политике"
24-28 ноября 2003 года

О Движении
Организации - члены сети за ядерную безопасность
Декларация Сети
Меморандумы Сети
Письма
Положения министерств РФ
Фотоальбом


| Версия для печати


Новый приоритет антитеррористической деятельности: ликвидация избыточных ядерных материалов


А.Никитин

Размещено на http://www.open-forum.ru Заседание 17 февраля 2004.

  • Ликвидация избыточных ядерных материалов в контексте приоритетов предотвращения терроризма
  • Российские запасы высокообогащенного урана
  • Относительная легкость изготовления ядерных устройств для террористического использования
  • Российские технические возможности по переработке ВОУ
  • Стоимость ликвидации ВОУ
  • Предпочтительный подход к проблеме ВОУ
  • В современных условиях, когда обострилось внимание мирового сообщества к предотвращению террористических актов, особенно с потенциальным применением оружия массового уничтожения, предметом особой обеспокоенности для ученых и политиков ряда стран стала проблема ускоренной ликвидации избыточных ядерных материалов в России.

    Ликвидация избыточных ядерных материалов в контексте приоритетов предотвращения терроризма

    Наследием эпохи "холодной войны" и гонки ядерных вооружений являются значительные запасы оружейных ядерных материалов - плутония и высокообогащенного урана. С учетом глубокой приверженности стран ЕС и России целям нераспространения, а также ввиду обострения опасностей международного терроризма, важнейшим приоритетом в сфере международной безопасности становится ликвидация (или ускоренная переработка до безопасного состояния) всех избыточных (прямо не задействованных в оружейном комплексе) ядерных материалов, способных служить для террористического использования, во всех странах (не только в России), как в военной, так и в невоенной сфере. Однако особая приоритетность скорейшей переработки именно ВОУ и именно в России обусловлена следующими факторами:

    1) В отличие от плутония, который гораздо сложнее использовать для производства "самодельных" ядерных устройств, ВОУ относительно легко может быть использован даже малыми террористическими группами негосударственного характера без больших финансовых и технических ресурсов для создания террористической ядерной угрозы;

    2) Именно в России (как и в США) сосредоточены основные запасы ВОУ. Точные запасы не заявлены, однако по последним международным оценкам запасы ВОУ в России составляют до 1500 тонн, что дает материал для 60.000-80.000 ядерных устройств (в то время как "потолок", устанавливаемый Договором СНП, составляет не более 1700-2200 боеголовок). США и Россия заявили соответственной 174 тонны и 500 тонн как "избыточные" запасы ВОУ, подлежащие ликвидации или переработке.

    3) Россия, в отличие от США, не располагает достаточными собственными финансовыми средствами для скорой переработки ВОУ, хотя имеет технические возможности для гораздо более быстрой переработки его запасов, чем предусмотрено российско-американским проектом "ВОУ-НОУ".

    4) Обеспокоенные террористической опасностью, страны и институты ЕС (особенно в контексте принятия в декабре 2003 года Концепции безопасности Европейского Союза) начинают рассматривать огромные запасы ВОУ близ своих границ (в России) как приоритетную потенциальную угрозу.

    В научных и политических кругах недооценивается тот факт, что количеств от 50 до 100 килограмм ВОУ (при уровнях обогащения до 90%) достаточно для производства простейшего "непрофессионального" взрывного ядерного устройства, которое, однако, способно вызвать взрыв мощностью многокилотонного порядка. Относительно легко достижима мощность, сопоставимая со взрывами в Хиросиме и Нагасаки (взрывное устройство в Хиросиме использовало около 700 килограмм ВОУ, имело простейшую "ствольную" конструкцию, которую могут использовать террористы сегодня без обращения к высоким технологиям, было применено без предварительных испытаний и произвело взрывную мощность около 13 килотонн). Некоторые эксперты считают, что при достаточной степени технической развитости взрывного устройства не более, чем 10 килограмм ВОУ уже достаточно для производства взрыва.

    В случае использования оружейного качества плутония, минимальный объем материала для террористического взрывного устройства может быть ограничен 30 килограммами, однако технологическая сложность (и радиоактивная опасность) изготовления плутониевого устройства на несколько порядков выше, чем для взрывных устройств на базе ВОУ.

    Российские запасы высокообогащенного урана

    Высокообогащенный уран используется в ядерных боеголовках, реакторах атомных подводных лодок, а также в исследовательских реакторах. По крайней мере 1750 тонн ВОУ (а по последним оценкам, возможно, и больше) было произведено в мире с начала атомной эры. Не более 1% этого количества находится под гарантиями МАГАТЭ.

    1300 килограмм ВОУ верифицировано МАГАТЭ в гражданских исследовательских реакторах в 27 странах, хотя общее количество неучтенного международным контролем ВОУ в исследовательском секторе разных стран может, по некоторым оценкам, превышать это количество на порядок.

    Вне оружейного комплекса ядерные материалы в России разбросаны по не менее чем 53 хранилищам и местам нахождения, в более чем 300 складских и иных помещениях. Уровень физической защиты многих из них недостаточно высок, а содержание ВОУ в диоксидной (сыпучей) форме усложняет учет и облегчает возможности похищения и транспортировки. Большинство из хранилищ содержат по 1000 и более килограммов ВОУ (при том, что, как указывалось выше, количества начиная от 50 килограмм ВОУ при обогащении до 90% достаточны для производства террористических ядерных устройств).

    Относительная легкость изготовления ядерных устройств для террористического использования

    Изготовление простейшего ядерного устройства "ствольного" типа на базе ВОУ не требует специальных технологий или редких материалов. Изготовление шести ядерных взрывных устройств подобного типа было практически осуществлено в начале 90-х годов инженерами в Южно-Африканской Республике без какой-либо технологической помощи от "старых" ядерных держав и в условиях жесткого внешнего эмбарго на импортируемые материалы и технологии (впоследствии устройства были разобраны, и ЮАР подтвердила свой неядерный статус).

    В настоящее время вся необходимая информация по принципам и расчетам для производства подобных взрывных устройств доступна в Интернете и специальной литературе. Сбор устройства может быть произведен в любом помещении (вплоть до гаража) в крупном городе и вообще не требовать транспортировки и средств доставки. В иных случаях транспортировка подобного устройства (общий вес которого не будет превышать несколько сот - в минимальном варианте около 300 - килограмм) может быть осуществлена на крытом микроавтобусе или даже легковом автомобиле. Точная мощность взрыва и надежность срабатывания останутся непредсказуемыми, но в случае террористического использования они и не так важны, поскольку устройство политически "работает" уже в фазе объявленной угрозы.

    Относительно низкий уровень радиоактивности ВОУ позволит произвести работы по изготовлению взрывного устройства с минимальным вредом для здоровья "сборщиков". К тому же, с развитием "самоубийственного" терроризма, характерного для современного этапа, вопрос безопасности применения устройства для самих террористов уже не играет прежней роли.

    База данных МАГАТЭ содержит описание более чем 400 случаев несанкционированного перемещения, исчезновения, похищения ядерных материалов, в том числе около 20 случаев относятся к плутонию оружейного качества, и многие десятки - к ВОУ.

    В результате, в силу относительной доступности технологий, единственным способом предотвращения подобного использования террористических взрывных устройств действительно оказывается жесткое ограничение доступа потенциальных террористов к ВОУ. Прежде всего это достижимо методом его переработки в низкообогащенный уран (с обогащением ниже 20% по урану-235), что предотвращает его использование для цепной реакции без дополнительного повторного обогащения, которое уже неосуществимо без крупных (доступных лишь государственного масштаба структурам) технических средств.

    Российские технические возможности по переработке ВОУ

    Переработка российского ВОУ до безопасного состояния осуществляется на Ангарском электрохимическом комбинате в Иркутске, Электрохимическом заводе в Железногорске (бывший Красноярск-45), Уральском электрохимическом комбинате в Новоуральске (бывший Свердловск-44) и на Сибирском химическом комбинате. Ранее все из этих производственных единиц (за исключением Ангарска) производили ВОУ для российского ядерного комплекса (производство ВОУ в военных целях было прекращено в СССР в 1989 году).

    Современный темп переработки составляет около 30 тонн ВОУ в год. Остающиеся не переработанными 313 тонн из заявленных 500 могут быть переработаны при таком темпе работ за 10-11 лет.

    При этом, по мнению специалистов, ускорение темпов переработки вдвое может быть достигнуто на существующих мощностях без каких-либо технологических изменений или дополнительных капиталовложений, а ускорение в 5 раз - при минимальных технологических изменениях и небольших капиталовложениях. Вопрос темпов переработки остается скорее экономическим, тем техническим вопросом, а также вопросом социальной политики Минатома по развитию "ядерных городов" и использованию рабочей силы и производственных мощностей. Минатом заинтересован в долгосрочных перспективах занятости на перерабатывающих комплексах, что, с одной стороны, снижает инициативы к ускорению переработки, а с другой, создает инициативы для продления задач по переработке за пределы заявленных объемов сделки ВОУ-НОУ (скажем. в случае открытия дополнительного европейского финансирования на переработку дополнительных объемов ВОУ).

    Стоимость ликвидации ВОУ

    В связи с европейской инициативой помощи России обсуждается стоимостной порог примерно в 10 долларов США за грамм ВОУ, переработанного до 20-%-ного содержания урана, который европейские страны должны предложить российской стороне для создания достаточной финансовой инициативы к дополнительной переработке. Это означает примерно 10 миллиардов долларов США за переработку 1000 тонн ВОУ, которые, даже с учетом уже переработанных 187 тонн, могут быть, по западным оценкам, безболезненно переведены в "избыточные" российской стороной.

    При этом речь идет о создании системы немедленных выплат за каждое заявленное (и проверенное) переработанное количество ВОУ. Однако такая система "упрощенной оплаты" потребует выполнения ряда условий: верификации того факта, что дополнительное производство ВОУ действительно остановлено, что перерабатываемый ВОУ-материал адекватно измерен, пересчитан, и после превращения в НОУ помещен под гарантии (предпочтительно гарантии МАГАТЭ). С точки зрения финансовой техники, выплаты Минатому могут рассматриваться европейскими странами как беспроцентный кредит, который России потребуется частично вернуть в случае, если эти количества НОУ будут вновь обогащены до оружейного порога или выставлены на рынок для продажи в качестве топлива.

    Серьезного рассмотрения заслуживает предложение об обмене переработанного НОУ на списание соответствующей части долга России Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Схема "Обмен долгов на нераспространение" была, пока неофициально, предложена на встречах "восьмерки".

    Предпочтительный подход к проблеме ВОУ

    В ходе развития международного сотрудничества в обеспечении безопасности подход мирового сообщества в целом и России в частности к проблеме переработки избыточных ядерных материалов (как приоритету анти-террористической деятельности) должен, как представляется, основываться на следующих принципах:

  • Прежде всего учитывать соображения международной безопасности - а не экономические критерии - как основные факторы, мотивирующие к скорейшему приоритетному уничтожению ВОУ.
  • Обеспечивать необратимость переработки ядерных материалов - предпринять технологические и организационные (верификационные) меры к тому, чтобы переработанные ядерные материалы более не представляли угрозы как материал для создания ядерного оружия.
  • Принять во внимания экологические соображения и обеспечить экологическую безопасность переработки.
  • Свести к минимуму риски, связанные с транспортировкой, хранением и обращением с ядерными материалами.
  • Признать правомерность и обеспечить сохранение российской собственности на ядерные материалы на всех этапах переработки.
  • Не исключать возможность коммерческого использования российской стороной переработанного ВОУ, в частности, коммерческой реализации или гражданского использования полученного НОУ.
  • Обеспечить гарантии того, что любые средства, полученные впоследствии на основе переработанного ВОУ, будут использоваться на финансирование дальнейшей переработки новых объемов ВОУ и реструктурирование российского ядерного комплекса на нужды мирного атома.
  • Наиболее реалистичной и предпочтительной является схема, при которой дополнительные (сверх 500 тонн) объемы российского ВОУ объявляются избыточными и доступными для переработки, затем создается договорной механизм европейского финансирования такой переработки на существующих российских мощностях (с относительно быстрой "порционной" оплатой или на базе списывания российского госдолга).

    При этом получаемый дополнительный НОУ удерживается вне рынка (остается в российской собственности для последующего использования или поэтапной продажи) для предотвращения крупных ценовых колебаний на урановом рынке. Сохранение полученных объемов НОУ в России может осуществляться бесконечно долго при передаче этих запасов под международные гарантии МАГАТЭ.

    | Вернуться в начало документа
    | Версия для печати


    Читайте также:
    Обзор Наталии Мироновой

          "Глобальное партнерство: новая ядерная политика США - новая ядерная дипломатия России"

    На этой странице:

    Статья
    Главная Вниз Назад

    Сеть за ядерную безопасность | Пресс-релизы
    Аналитические материалы | Библиотека | Cсылки | Карта сайта

    Быстрый переход:

    «Движение за ядерную безопасность»
    а/я 8452, Челябинск, 454084
    тел. 791-6459


    Интернет-страница: http://www.nuclearpolicy.ru
    E-mail: nuclearpolicy@nmironova.net

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня

    Программирование и поддержка: 
    Написать письмо администратору 
    © 2001-2008 год 


    Наш любимый хостинг

    http://www.loravita.ru - Пластические операции в Челябинске | http://www.myakushkin.ru - Персональный сайт Мякушкина Дмитрия | http://www.eventt.ru - Организация корпоративных праздников и мероприятий в Челябинске | http://www.chaplin74.ru - Организация частных праздников в Челябинске | http://www.zagorodom74.ru - Туристический альманах ЗаГородом74.ру | http://www.famian.ru - Оптовая торговля сигарами, сигариллами, табаком, трубками, кальянами в Челябинске | http://www.an-famian.ru - Агентство недвижимости ФАМИАН в Челябинске | http://www.pravo174.ru - Юридическая компания ФОРЛЕКС в Челябинске | http://www.nuclearpolicy.ru - Движение за Ядерную Безопасность в Челябинске